Медиакарта
9:10 | 26 мая 2024
Портал СМИ Тюменской области

Сергей. Реалистичный оптимист

Сергей. Реалистичный оптимист
10:05 | 26 декабря 2013

Авторский проект «На равных» продолжается. После нашей прогулки на инвалидной коляске прошло достаточно много времени. Мы получили множество отзывов, чаще всего – положительных. Сегодня мы продолжаем публикацию материалов в рамках проекта.

Итак, мой первый герой – Сергей Станиславович Соколовский. Он – инвалид-колясочник. Таковым его сделала судьба. Автомобильная авария в девятнадцатилетнем возрасте изменила его жизнь. Сейчас ему – 37. Спортсмен, активист, неунывающий правдолюб. Говорит честно, искренне. Многое осуждает, но ни на что не жалуется. Сильная, волевая личность. В беседе с ним я спросила: «Вы оптимист?» – «Реалистичный оптимист», – пояснил Сергей. Так оно и есть. Он не отчаивается, но и не идеализирует действительность. Впрочем, обо всем по порядку.

Идя с ним на встречу, страшно волнуюсь. Кажется, как никогда раньше. Но как только заходим в дом – все волнение улетучивается. На пороге нас встречает Сергей. У него открытая улыбка и лучезарный взгляд. Приглашает нас в свою комнату, где уже накрыт стол. Но наше внимание сразу же привлекает большое количество медалей и кубков, поэтому мы начинаем наш разговор именно с них.

– Это все ваши награды?

– Да, и все за спортивные достижения. Я считаю, что пока есть возможность и позволяет здоровье, надо участвовать.

– В каких видах спорта?

– Тут награды за все десять лет моей спортивной деятельности. Начал заниматься в 2003 году. Результаты сначала были смешные, но у меня тогда и не было цели что-то завоевать. Изначально хотелось просто сменить обстановку, посмотреть на людей. Первым видом спорта было толкание ядра, затем перешел к легкой атлетике – это заезды на коляске на 100, 200, 400 метров, потом дартс и ачери-биатлон.

– Ачери-биатлон? Что это?

– Этот вид спорта включает в себя две составляющие: проезд на коляске и стрельбу из лука.

– И как успехи?

– В этом году - первое место.

– Как тренируетесь?

– К сожалению, в районе нет базы, поэтому нет и системных тренировок. Перед соревнованиями делаю заезды на школьном стадионе, чтобы восстановить дыхание, размяться. Сам себе задаю программу – сначала разминка, потом ускорение. Но школьный стадион тоже не идеальное место для тренировок: только разгонишься, и уже поворот. Да и покрытие там иное. На соревнованиях мы ездим на прорезиненных дорожках: они удобны для ходячих, а коляске дают сопротивление. Что же касается ачери-биатлона, то к соревнованиям готовимся по приезде на место. У нас нет спортивного лука на стадионе, хотя просим уже не первый год. Но мы верим, что в будущем что-то изменится.

– А как в других районах?

– Да так же. В городах – Тюмени, Ишиме, Тобольске - получше, а районы примерно все одинаковые.

– Часто выезжаете?

– Все соревнования летом. Сначала районные, потом областные. Езжу на робинзонаду, где пять дней живем в походных условиях и тоже соревнуемся в разных спортивных конкурсах. Это тяжеловато, конечно, но интересно. Проблема есть еще и в том, что у нас не организован досуг для инвалидов. В городах с этим проще, там даже танцы для колясочников есть.

– Как проводите время зимой?

– Вообще, я стараюсь больше двигаться. Практически всю домашнюю работу делаю сам, могу и снег убрать, и постирать, и еду приготовить. Для успокоения души есть хобби: рыбалка, резьба по дереву. Первое хобби еще с детства, а второе появилось не так давно. Интересно наблюдать, как из деревяшки получается предмет: наличник или балясина.

– В 2011 году утверждена государственная программа «Доступная среда», целями которой являются формирование условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам и услугам, повышение уровня жизни инвалидов, их социализация. Изменилось ли что-то за это время по этим пунктам?

– Да, положительная динамика есть. Дороги стали гораздо лучше. Еще года три назад я не смог бы проехать по Вагаю, а сейчас спокойно могу выехать из дома по своим делам без сопровождения. Вижу, что появляются пандусы, кнопки вызова. Но вместе с тем меня удивляет вот что: делают люди пандус, его принимает комиссия, но никто не приглашает инвалида, чтобы проверить пандус на себе и учесть наши пожелания. Вроде бы делается для нас, а в итоге мы все равно остаемся при своих интересах.

Видел ваш проект, надо отметить, что да, без навыка езды не проехать нигде. Но я попадаю и в поликлинику, и в администрацию. Правда, в администрации у нас проходят совещания в зале заседаний, а там спуск. Всегда приходится кого-нибудь просить о помощи. Каждый раз попасть в зал проблема. Мы просим, чтобы сделали съемный пандус, хотя бы какие-нибудь доски, но все наши просьбы остаются без ответа.

В нашем районе есть, что менять, и менять нужно. Но я привык не зацикливаться на проблемах, а решать их, поэтому отношусь к этому без фанатизма. Просто верю, что все изменится.

– Как дела обстоят с работой?

– Я нигде не работаю. Живу на пенсию по инвалидности. Работать я не против, просто очень мало работодателей, готовых взять на работу инвалида. Устраивался по специальной программе через Центр занятости. Когда закончился срок договора, мне час в час принесли трудовую и распрощались, не беря в расчет, хорошо я выполнял свои обязанности или нет. После школы я учился на стоматолога, успел окончить два курса, потом авария… Уже в коляске прошел курсы психолога – начальное профессиональное образование, неплохо знаю компьютер. Но мои знания не востребованы. Хотя сейчас и здоровым трудно устроиться, что и говорить об инвалидах.

– Сергей, вы не инвалид с рождения, как вы привыкали к новому образу жизни и физически, и морально?

– Психологически было сложно. Сначала надеешься, не можешь принять новую действительность. Тут главное - не замыкаться в себе. Мне в этом очень помогли родители и сестра. Меняется и отношение людей, а вместе с ним и характер. Сейчас я меньше доверяю, но больше оцениваю, взвешиваю.

Физически тоже все по-другому. Сначала после травм нужно научиться сидеть. После длительного лежания вестибулярный аппарат работает иначе, нужно научиться координировать движения. Потом учишься пересаживаться на коляску – тоже своего рода преодоление. Потом уже непосредственно езда. Нужно уметь проезжать пороги, кочки. Сначала делали настилы, со временем учился самостоятельно. Смотрел, как люди управляют коляской, постигал азы, пробовал. Сложновато было научиться балансировать на коляске, подниматься на руках. Я долго тренировался, падал. Иногда приходилось просить, чтобы помогли подняться и сесть в коляску. Но в основном пытался сам. С момента, когда я сел на коляску, и до маневренного управления ей прошло около четырех лет.

Поднимаю гантели, штангу, люблю физическую работу. Нужно оставаться в тонусе и постоянно двигаться. Движение – это жизнь.

И в последней фразе – весь Сергей. Не знаю, возможно, это сказывается образование психолога или просто характер, но вся его речь полна мотиваций: двигаться, преодолевать, стараться, учиться, верить!

И это помогает ему добиваться успеха. Нет лука для тренировок, но есть первое место по ачери-биатлону, нет подходящих дорожек для заездов и тренировок, но есть первое место по легкой атлетике, нет возможности ходить, но есть масса возможностей проявить себя и на коляске, которые Сергей умело использует.

Еще один удивительный человек из множества моих знакомых, еще один характер, достойный уважения, еще один пример для подражания.

Людмила БАБИКОВА

Фото Веры Лаврентьевой