Медиакарта
6:18 | 27 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Мой брат – футболист

Мой брат – футболист
13:21 | 13 августа 2010
Источник: Наша жизнь

Есть на центральном телевидении развлекательно-познавательное шоу. «Сто к одному» называется. В нём надо угадывать самые популярные ответы на разные вопросы. Так вот, если бы был задан вопрос: «Назовите самую популярную игру», то 80 человек из 100 опрошенных без всякого сомнения ответили бы: футбол. В него играют миллионы ребятишек и взрослых. Он собирает на стадионе десятки миллионов болельщиков. На стадион ходят как в театр. Если в театре смотрят на игру любимых актёров, то в футболе – на любимых защитников и полузащитников, нападающих и вратарей. Они по своей популярности не уступают театральным знаменитостям. Каждый из них индивидуален и неповторим. И вообще футбол имеет много общего с театром. Каждый матч разворачивается как сценическое действие с неизвестной концовкой, которая для одних зрителей завершится бурей восторга, для других – трагедией и переживанием. У футболиста, как и у актёра, бывают свои взлёты и падения, свой звёздный час. Рядом с ним куча поклонников его футбольного таланта.

Долгие годы в Казанском районе было две футбольные команды – в Казанском и Ильинке. На их игры собирались сотни болельщиков всех возрастов. Помню первый стадион в Казанском, который располагался рядом с больницей. До игры ещё уйма времени, а народу – как на праздничной маёвке. Женская половина болельщиков располагается в тени развесистых берёз, что вокруг футбольного поля растут. Мужская половина занимает места вдоль только что размеченной извёсткой полосы. Смотрят лёжа. Но в острые моменты или при забитом голе вся лежачая братва словно по команде вскакивает, машет руками. Слышно: «Давай, жми, мазила, судью на мыло». Всё смешивается воедино – порыв, страсть, острота ощущений. Вот он, футбол, во всей своей неповторимости и красе.

Я болел за своего старшего двоюродного брата Володю. Болел, уединившись от своих сверстников. Как так: казанский за ильинских болеет?! Такого простить нельзя, за такое и в драку полезут. Володя играл за Ильинку. Он там вырос и там жил. Деревенские мальчишки всегда покрепче городских были, да и есть. Им для закалки на стадион ходить не надо. Появились первые проталины весной – в баталки играют, потом, попозже, когда подсохшие поляны позеленеют, – в лапту начинают резаться. Там, глядишь, и до футбола дело дошло. Это летом. Осенью – коньки. Зимой – лыжи, да не забавы ради, а с ружьишком, на зайца.

Так и Володя рос. Поможет матери (я её тётей Тасей звал) по хозяйству и айда к ребятишкам до самой ночи. Испинают за день дерматиновый волейбольный мяч до того, что на нём лоскуты торчат. На следующий день латают. Камеру, что внутри, хлипкой оболочкой клеят. Чего там говорить, доставалось от родителей и за порванные штаны и ботинки, и за синяки.

В 1953 году выхлопотала тётя Тася для сына путёвку в пионерский лагерь, в Травное. А там воспитателем небезызвестный в районе футболист Анатолий Петрович Колмогорцев был. Посмотрел на пацанов, многие из которых впервые гоняли настоящий кожаный мяч, и решил создать команду. Пару недель потренировал их, преподал азы настоящего футбола. К концу лагерного сезона новоиспечённая команда играла с детдомовцами из Чирков, с казанскими пацанами. В 15 лет Володя уже играл за взрослую команду Ильинки, в которой основной костяк составляли фронтовики Григорий Дацкевич, Александр Плесовских, Иван Чубов. Через пару лет пришли в команду сверстники Геннадий Долгушин, Николай Воробьёв, Михаил Клейбуков, Норберт Вальтер. Много лет играл с ними Владимир и за сборную района. Попасть в неё было не так просто. Конкурентов – хоть отбавляй. Сборная команда Казанского района считалась одной из сильнейших в Ишимской зоне. Не раз выходила в финал чемпионата области, становилась его призёром. Яркими звёздами блистали в команде в разное время Владимир и Виктор Величко, Борис Крюков, Владимир Литвинов, Александр Худяков, Вячеслав Алтухов, Юрий Суковых, Иван Пезин, Анатолий Саранчин, Борис и Геннадий Кондрашовы – это казанские. Из ильинских в сборной играли уже названные мною Геннадий Долгушин, Михаил Клейбуков, Владимир Быков, Владимир Вайнбендер. Всех уже и не вспомнишь. Но дольше всех играл в составе сборной района и команды Ильинки Владимир Андреев, мой брат. Ещё в 1978 году, в сорокалетнем возрасте, выводил ильинский капитан на футбольное поле своих друзей. Стремительный, всегда нацеленный на ворота, хорошо понимавший рисунок игры, он и в конце своей футбольной карьеры оставался таким. У него обострённое чувство справедливости. Внешне спокойный и рассудительный, Владимир буквально взрывался, когда речь шла о «подставах», несправедливом судействе. А сколько ему доставалось из-за этого футбола! Сначала от матери, потом от жены Марии. Она ревновала его к футболу.

– Вовка, бросай ты его, трое детей, хозяйство! Ну чего ты в нём нашёл? – это слова-уговоры.

Дело доходило и до более принципиальных разговоров. Бесполезно. Он и до сих пор живёт футболом. Вспоминаю разговор с Марией, совсем недавний.

– Лёня, ну скажи ты ему. Восьмой десяток мужику идёт, а ему в Казанку надо, футбол посмотреть.

Из игрока Володя стал ярым болельщиком. Наверное, из таких рождаются «фаны». Летом, если в воскресные дни на стадионе будет игра, я почти на сто процентов знаю: после обеда стукнет калитка и появится он – подтянутый, спортивного вида.

В свои 72 года он держит форму. По утрам – лёгкая пробежка, потом с хозяйством управляется. До сих пор скотину Андреевы держат. Сколько раз зарекались – всё, последний год.

Куда там! Володя – он крестьянин. Всю жизнь с землёй, животными. До самой пенсии работал то в поле на тракторе, то на ферме.

Как он болеет на игре, надо видеть. Но он ещё и профессиональную оценку может дать не только игре, но и команде.

– Хорошо, что молодёжи много появилось, – это он о нынешней сборной района. – И техника неплохая. Вот на Лёшку Вайнбендера посмотри. Если б на тренировках не сачковал, цены бы ему не было, вратарь в команде хороший.

Такая оценка игрока из уст некогда лучшего футболиста сборной много стоит. Закончился матч.

– Ну ты куда? – спрашиваю я Володю.

– На попутку пойду, – отвечает он.

– Скоро приедешь?

– Да скоро, наверное, на День физкультурника.

Значит, в эту субботу опять встретимся.