Медиакарта
6:51 | 29 марта 2024
Портал СМИ Тюменской области

1970-е годы представляют: Владимир Чирсков

Владимир Чирсков, «Трасса жизни»

Удваивать, утраивать объем добычи нефти и газа

И строить для этого тысячи километров трубопроводом

В начале апреля 1968 года на самолёте АН-2 вместе с начальником главка Алексеем Сергеевичем Барсуковым я прилетел из Лабытнангов в посёлок Надым, которому суждено было стать центром месторождения Медвежье. Здесь должна была обосноваться первая группа строителей.

Так называемый посёлок состоял из семи-восьми дощатых домиков, которые остались от печально известной 501-й стройки. Железная дорога Салехард - Норильск велась заключёнными по решению И.В.Сталина. После его смерти в 1953 году стройка была законсервирована, так как новое руководство считало её неперспективной. Вместе с тем на значительном расстоянии уже были уложены рельсы, сделаны временные мосты. Имелась и проводная телефонная связь Норильск - Москва. Впоследствии нам пришлось восстановить участок этой недостроенной железной дороги от Надыма до Уренгоя. При освоении главных газовых месторождений Советского Союза мы, люди, испытавшие огромные трудности из-за отсутствия транспортных путей, в своём кругу не раз говорили слова, которые, может быть, звучали кощунственно, но имели серьёзную деловую подоснову: «Проживи Сталин ещё один год, и насколько бы проще и дешевле дался бы нам Север».

Новые трассы наскоком не взять

...Нефтепровод Самотлор - Альметьевск, насосная станция Торгили. Очередная моя встреча с Ю.П.Баталиным. И неожиданный разговор в «газике» на ухабистой лесной дороге.

-Скоро в Тюмени появится ещё один главк, - сказал Юрий Петрович. - Главное территориальное производственное управление по строительству магистральных трубопроводов в районах Севера и Западной Сибири. Есть мнение назначить начальником главка... знаешь кого? Тебя.

Не скрою, я был польщён. Однако у меня были достаточно уважительные причины для отказа. Я крепко сработался со своим коллективом, и не очень-то хотелось бросать его ради неясных перспектив. Я сказал об этом Баталину. Он легко разбил мои доводы:

-Твои люди никуда не денутся. Часть управлений треста войдёт в состав главка.

-Надо подумать, - всё-таки не сдавался я.

-Думай, да побыстрее...

Через несколько дней меня пригласил к себе первый секретарь Тюменского обкома партии Борис Евдокимович Щербина. Конечно, для разговора о Главсибтрубопроводстрое.

-Три главка ведут работы на наших трассах, - сказал Борис Евдокимович. - И все три сидят в Москве. Руководство оторвано от объектов, многие вопросы решает неоперативно. А что означают эти объекты для экономики страны, вам, я думаю, объяснять не нужно. А если заглянуть на несколько лет вперед? Потребуется удвоить, утроить объёмы добычи нефти и газа. И завтрашние трассы наскоком уже не взять. У них должен быть настоящий хозяин здесь, в Тюмени. Убеждён, что главк будет крупнейшим. Хотите знать, какие дела его ждут?..

И развернулась передо мной панорама будущих трубопроводных строек, прорезающих нехоженую тайгу и тундру. Уникальных по сложности, по инженерному размаху.

-Соглашайтесь, - дружески посоветовал Б.Е.Щербина. - Открою вам маленький секрет: главк создается по инициативе обкома партии, так что мы вдвойне заинтересованы, чтобы он быстрее встал на ноги. Рассчитывайте на нашу помощь. Будет необходимость - обращайтесь ко мне. И ещё совет: не робейте в Москве, когда поедете на утверждение. Вас рекомендует областная партийная организация... Эти слова я вспомнил, когда оказался в начале июня в кабинете секретаря Центрального Комитета партии Владимира Ивановича Долгих. Хоть я и не робкого десятка, а побороть волнение не смог. Ждал экзамена. И не ошибся.

Секретарь ЦК поинтересовался, знаю ли я, как идут дела у нефтяников и газовиков области. Я назвал цифры. Рассказал о трудностях, встретившихся на трассе Самотлор - Альметьевск. -А что, по вашему мнению, нужно сделать, чтобы резко ускорить строительство трубопроводов в Западной Сибири? - спросил Владимир Иванович.

«Большое дело поручаем вам...»

Над этой проблемой я в последнее время размышлял постоянно. Свёл воедино всё, что читал, слышал о трассах, приплюсовав собственные наблюдения. И начал перечислять: создать технику для покорения болот и вечной мерзлоты; автоматизировать потолочную сварку; отказаться от битума при изоляции труб, перейти на полимерную плёнку...

Ответы, по-видимому, попали в точку. Во всяком случае, с этой минуты беседа пошла по иному руслу - говорили о структуре главка, о том, как формировать его подразделения, аппарат. Владимир Иванович Долгих посоветовал смело опираться на молодёжь, на местные кадры.

-Большое дело поручается вам, Владимир Григорьевич, - заключил разговор секретарь ЦК. - Партия вам доверяет, но партия с вас и спросит...

В тот же день прилетел в Тюмень. В аэропорту, как всегда, меня ждал водитель Володя Копосов. Я сел в машину. Володя включил мотор и, покосившись на меня, спросил:

-Можно поздравить, Владимир Григорьевич?

-Да. Теперь будем работать с тобой в Главсибтрубопроводстрое.

Скромный дом по улице Луначарского. Ещё недавно здесь на втором этаже размещался штаб строительства нефтепровода Самотлор - Альметьевск. Было шумно и людно. Трезвонили телефоны. Срывали голос диспетчеры, требуя донесений из «глубинок». Появлялись и исчезали обветренные, громкоголосые командиры трассовиков. Та стройка закончена. Теперь здесь стоит тишина. Правда, не все покинули штаб. Остались диспетчеры во главе с неутомимым Отто Яковлевичем Блечем. Вопрос о переходе их в главк был уже решён.

В неказистой комнате, именуемой кабинетом начальника, собралось несколько человек — весь аппарат главка, которому вскоре предстояло «ворочать миллиардом».

В окно слепило солнце. Кто-то поискал графин с водой. Графина не оказалось. Усмехнулись: что за совещание без воды.

Я набрал номер завхоза треста «Тюменгазмеханизация» Анатолия Прохоровича Преснякова.

-Помоги, пожалуйста, новому главку. Нужен графин для воды. И стаканы тоже. Так решилась первая проблема Главсибтрубопроводстроя. И подступали новые. Где разместиться? Где взять необходимые кадры? Какую организационную структуру принять за основу?

Все надежное - вон из расчетов

У командиров всех рангов всегда перед глазами две колонки цифр. Ночью разбуди - назовут без запинки: колонка первая - наличие техники, вторая - потребность в ней. В те дни недоставало сотен «единиц» трубоукладчиков, плетевозов, бензовозов, экскаваторов, бульдозеров, вахтовых автобусов, очистных и изоляционных машин... Да, заявки на них даны. Да, выделены фонды. Но на трассу надо выходить сейчас - в ноябре, декабре, а техника по фондам начнёт поступать только в новом году. И добро бы в январе, феврале, чтобы сразу включить её в работу. Так нет же, сроки поставок растянуты на весь год. Значит, долой из расчётов всё, что придёт после зимы. Это пригодится лишь в будущем сезоне, до которого, как говорится, ещё надо дожить. И потом - можно ли твердо рассчитывать на январские поставки? Случится что-нибудь на заводе, отгрузят на пару недель позже. Ну, пожурят их за это, лишат премии, а нам-то какой прок? Здесь, на трассе, эта пара недель может обернуться бедой.