Медиакарта
2:23 | 9 мая 2024
Портал СМИ Тюменской области

Ты живи да радуйся, да других радуй

Ты живи да радуйся, да других радуй
14:29 | 10 января 2014
Источник: Знамя правды

Ты живи да радуйся, да других радуй

Декабрьские упоровские афиши не обещали незабываемого феерического шоу или единственных гастролей иностранных звёзд. Но музыкальный спектакль с незамысловатым названием «Я – деревня, я – село» манил в РДК куда как сильнее.

Во-первых, потому, что итоговый отчётный концерт работники культуры преподносят не как яркую череду разножанровых выступлений, а как целостное театрализованное представление. А во-вторых, потому, что в пятничный вечер суматошного конца года этим самым зрителям, больше ощущающим себя выжатыми лимонами, хотелось именно такого: простого, родного, своего деревенского.

Третий звонок и с первых минут разворачивающегося неспешного действа зал замирает. И тут же начинает перешёптываться, шуршать программками, где указаны роли и их исполнители. На сцене в серенькой фуфайке, крехтя и вздыхая, появилась Марья Селезнёва. У неё в детсадике нашли какие-то палочки, и теперь она – сторож сельмага. Ну, как в немолодой тётке, воспринявшей предложение переквалифицироваться как издёвку, мол, перевались на другой бок, признать роскошную женщину-директора Татьяну Пестереву?

Ещё одной загадкой тут же стал и второй персонаж из шукшинских «Бесед при ясной луне» старик Баев. Он всю жизнь проторчал в конторе и точно знает, что делать если «планы-то какие безобразные». И даже начальству совет умный даст: «Не достаёт сколько-то, снимайте один процент жирности у всех… Было бы молоко, в бумагах его как хошь можно провести». Хорошо, что такой «политики» не придерживается председатель районного комитета по развитию АПК Виктор Полков, который и удивил всех своим стариком Баевым. Их разговоры с Марьей, ведомые под луной на крылечке сельмага, подслушивали с интересом и хохотом. Совсем другое настроение пришло, когда Марья достала письмо к дочери Катерине. Сколько в нём житейского трагизма, грубоватой мудрости наставлений: «Ты подскажи свому мужу, чтоб он был маленько поразговорчивей, поласковей… Ты скажи так: Коля, что ж ты, идренамать, букой-то живёшь? Ты сядь, мол, поговори со мной, расскажи чего-нибудь, а то, скажи, спать поврозь буду! Ты, скажи, ослобони маленько голову-то для семьи. Чижало так жить!.. Она мне дочерь родная, у меня душа болит, мне тоже охото, чтоб она порадовалась на этом свете. И чего ты, журавь, всё думаешь-то?... Получаешь неплохо, квартирка у вас хорошая, деточки здоровенькие. Ты живи да радуйся, да других радуй. Я не про службу твою говорю, там не обрадоваешь, а про самых тебе дорогих людей».

Как до боли актуально в наше странное время, когда мы в вечной погоне за благами цивилизации и новыми технологиями, становимся совсем неинтересны друг другу. Как по-гениальному просто: ты живи да радуйся, да других радуй.

И вот так весь спектакль. Услада для взгляда, для слуха. Речь героев – своя, родная, без иноязычных и сленговых слов, всего того, что непривычно языку и уху сельского жителя, и чем так любят щегольнуть все кому не лень.

– Фее-враааа-лькааа! – несётся по залу сочный голос. Старуха Фотеевна прикладывает ко лбу козырьком руку с крепко зажатым ломтём чёрного хлебушка, в другой – свитая кольцами верёвка. Понятно – пошла по корову. Уж не знаю, была ли у актрисы Веры Федосеевны Румянцевой такая животина в хозяйстве, но образ удался. Настолько, что сам ты уже в том далёком летнем душистом вечере, когда даже в райцентре стар и млад идут на окраину встречать скотину. А бесподобная Фотеевна уже повстречала сельмаговскую старожиху Марью, и, присев на ближайшую лавочку, позабыв куда шла, пересказывает ей деревенские сплетни-новости, щедро присыпая их своими догадками и соображениями.

Такое бытовое правдоподобие в речи, жестах, костюмах заставляли воспринимать героев спектакля едва ли не живыми людьми. Узнавать в знакомых лицах актёров не их самих, а жителей соседней улицы, увиденных в любимом деревенском детстве.

А вот и местный «чудик» Андрей Ерин (Виктор Белендер), придумавший ловкий ход: сказать нервной крикливой жене Ефросинье (Надежда Константинова), что деньги он потерял, а микроскоп ему в качестве премии выдало начальство.

Вот дед Игнат (Андрей Худяков) – гордо дающий «интервю» заезжей журналистке (Татьяна Завьялова). Ему есть, что рассказать, например, то, как храбро он отражал атаки лис.

Но спектакль не был бы музыкальным без лирических народных песен под баян, гитару, балалайку, без задорных частушек про родной упоровский край, без танцев юных воспитанниц Детской школы искусств.

Простите меня, как автора, дорогие артисты всех сельских ДК, совсем других структур, за то, что не могу описать всё, что вы подарили своими выступлениями нам, зрителям. Просто низкий вам поклон за то, что вы так умеете радовать других. То, что заслуженный учитель Вера Федосеевна Румянцева отличный сценарист и великолепная актриса, уже давно знаем. Конечно, это она написала сценарий спектакля по рассказам Василия Шукшина и других авторов деревенской прозы, привнеся наши местечковые, именно упоровские нотки. То, что Дмитрий Маколкин – художник и энтузиаст, создающий не только картины, но и горки, словно вырезанные самим Морозом, тоже общеизвестно. Но подготовленные им декорации к спектаклю, даже и декорациями называть не хочется, настолько они естественны. Не подозревали большинство упоровцев актёрских талантов в председателе комитета по образованию Татьяне Завьяловой, специалисте комитета Викторе Белендере, редакторе телевидения Илье Липухине, ветеране МВД Галине Бересневой, ну и, конечно, в скромном заместителе главы района Викторе Полкове. Вы все были великолепны! Отдельная благодарность вокальным группам из Суерки, Емуртлы, Упорово, где тоже были с удивлением узнаны некоторые лица, оказывается, вполне хорошо поющие. Спасибо за зажигательные танцы девчатам Пятковского СДК, за «Краковяк» – девушкам из ДШИ. Спасибо всем, кто сделал это музыкально-танцевальное театральное представление!

Простите за все неподаренные зрителями цветы, видимо не хватает пока у нас культуры. Но вы необидчивы, и потому спектакль не остался премьерой, а был повторён на бис уже в предновогодний вечер пятницы. С Новым годом вас! Пусть он обязательно сторицей вернёт всю радость, которую вы дарите своей работой, своим талантом.

Ирина САРВИНА.

Фото автора.

Автор: Ирина САРВИНА.