Медиакарта
17:40 | 29 марта 2024
Портал СМИ Тюменской области

1990-е годы представляют: Дмитрий Мазуров

Коллектив авторов, «В новый век. Опыт реформ»

Возрождение «замитингованного»

Непростая судьба долгожданного предприятия

Строительство Антипинского НПЗ началось ещё в 90-х годах. Площадка для него была подобрана исключительно удачно: вблизи железной дороги и нефтеперекачивающей станции, но на достаточном удалении от города. «Хозяин» НПС - «Сибнефтепровод» - и строил завод.

Однако когда были выполнены некоторые работы по прокладке инженерных коммуникаций и закуплена часть технологического оборудования, в политике «Транснефти» произошли изменения: материнская компания решила избавиться от непрофильных активов. «Под раздачу» попал и Антипинский НПЗ «Сибнефтепровода». В довершение ко всему часть оборудования «зависла» на таможне - у хозяина не оказалось денег на уплату пошлины.

Надо отметить, что разговоры о необходимости развивать переработку нефти именно в Тюменской области ведутся давно - ещё с 80-х годов - и постоянно. Дело в том, что Тюменская область не только крупнейший производитель сырья, но и крупнейший потребитель продукции его переработки - горючего и масел. Напомним, что ещё Совет Министров СССР принял решение о строительстве в области пяти крупнейших нефтегазохимических комплексов (это кроме Тобольского, который усиленно строился). Однако в стране уже начались разброд и шатания. Журнал «Коммунист»(!), редактором отдела экономики которого был не кто иной, как Егор Гайдар, начал кампанию против строительства, которую подхватили другие издания, а также только зарождавшееся тогда движение «зелёных».

Тем не менее верная в принципе идея создания нефтегазопереработки в Тюменской области получила воплощение «в натуре»: ТНК построила завод в Нижневартовске, ЛУКойл - в Урае, Сургутгазпром - в Сургуте, завод по переработке конденсата появился в Новом Уренгое. Что касается юга области, то он долгое время в этом смысле оказывался обделённым. После того, как Антипинский НПЗ оказался замороженным, некоторое время витала в воздухе идея строительства завода в Исетском. Но и она оказалась нереализованной. В то же время тюменские учёные, в частности профессор нефтегазового университета Ромен Магарил, считают, что строить надо в Тобольске, на уже по сути готовой инфраструктуре, причём - крупнотоннажное.

Сооружение Антипинского НПЗ возобновилось летом 2004 года, когда долгострой попал в поле зрения московской компании «Нефтегазохимические технологии».

Собственно строительство возобновлено зимой 2005 года, и через полтора года, как видим, завод уже выдал продукцию. Стоимость строительства первой очереди составила 2,2 миллиарда рублей, и, как сказал вашему корреспонденту председатель Совета директоров завода и компании «Нефтегазохимические технологии» Дмитрий Мазуров, срок окупаемости составит три года. Проектная мощность первой очереди предприятия - 400 тысяч тонн нефти в год. Глубина переработки - около 60 процентов. Сейчас НПЗ выпускает прямогонный бензин и соответствующие ГОСТу дизельное топливо (летнее) и мазут. Как считает Дмитрий Мазуров, проблем со сбытом не ожидается. Компания приступила к подготовке второй очереди, что значительно увеличило бы как мощности по переработке, так и глубину переработки. Во всяком случае, по словам Дмитрия Мазурова, выход светлых нефтепродуктов здесь намерены довести до 80 процентов и «закрыть» потребности юга области в дизельном топливе.

Губернатор В.Якушев, побывав на НПЗ, сказал журналистам: «Исторически важно для юга области, что появилась своя переработка». И добавил, что «экономика области становится интересней».