В декабре завершился муниципальный этап одного из самых престижных конкурсов юных интеллектуалов – Всероссийской олимпиады учащихся 7–11 классов.
В нынешнем учебном году уровень своих знаний, нестандартность мышления, в конечном счете, степень подготовки к жизненному и профессиональному успеху демонстрировали 539 вагайских школьников по 22 предметам. Надо сказать, что количество предметов, выносимых на олимпиаду, ежегодно растет. В прошлом году, к примеру, умники и умницы 7–11 классов состязались по 19 предметам. Растет и количество участников: в этом году в олимпиаде приняли участие 57% детей 7–11 классов против 45% в прошлом (460 школьников).
Уровень собственной одаренности в этом учебном году пожелала проверить большая часть школьников 7–11 классов Аксурской, Карагайской, Бегишевской, Зареченской, Супринской школ.
Самыми востребованными на олимпиаде оказались такие предметы, как история, обществознание, физика, русский язык, математика, физкультура. Число конкурсантов по ним было существенно больше, чем по другим дисциплинам.
Высокий коэффициент интеллекта продемонстрировали карагайские школьники по физике, став триумфаторами среди школьников седьмых, восьмых, десятых и одиннадцатых классов и уступив пальму первенства только в девятом классе.
Более одаренными по физической культуре оказались карагайские (три первых места и одно второе) и зареченские (два первых, одно второе и два третьих места) дети.
Аксурская школа, имея в своем составе с 1–го по 11 класс всего лишь 42 ребенка, сумела завоевать на олимпиаде три первых места ( по географии, 8 класс; по литературе, 10 и 11 классы) и по одному второе и третье места.
Высокий уровень одаренности показали и зареченские дети: пять победителей (физика, 8 класс; английский язык, 8 и 11 классы; математика, 11 класс; физкультура, 9 класс) и шесть призеров второй и третьей степени.
Итоги интеллектуальных соревнований двух последних лет сложились в пользу последнего года. Если в 2012 – 2013 учебном году победителей муниципального этапа было 30, то в нынешнем – 46. Существенно выше и число призеров – соответственно 29 и 52.
В системе работают с одаренными детьми и настойчиво учат думать, анализировать, сравнивать Фарзана Шакирчановна Айбатова (учитель физики), Набиля Мухаметчановна Мурзина (учитель истории, обществознания) – Карагайская школа, Людмила Викторовна Симонова (учитель истории, обществознания) – Черноковская школа, Ольга Анатольевна Мухатдинова (учитель химии, биологии) - Комсомольская школа. Их воспитанники на олимпиаде показали очень достойные результаты.
Вместе с тем в работе с одаренными детьми есть и существенные пробелы: некоторые школы из года в год не принимают участия в олимпиадах; в других, вероятно, в силу отсутствия надлежащей работы с этой категорией детей и пропаганды научных знаний нет не только победителей, но и ни одного призера.
К слабым звеньям в работе школ надо отнести и качество преподавания химии и истории. При достаточно большом количестве участвующих в олимпиаде по этим предметам оргкомитет не смог возможным признать призовой ни одной работы. Несмотря на то что ИКТ все более плотно вторгаются в том числе и в школу, тем не менее в олимпиаде по этому предмету участвовала единственная школа, но участники и из нее не смогли выполнить работу на уровне, претендующем на призовую.
По решению областного оргкомитета, в состав которого входят сотрудники департамента образования и института развития регионального образования, честь Вагайского района в областном этапе олимпиады будут защищать 34 школьника, что почти в полтора раза больше количества участников олимпиады этого уровня прошлого года.
Из них треть - учащиеся Карагайской средней школы (11 человек). Причем карагайцы уровень преподавания предметов учебного плана будут защищать по многим из них: биологии, обществознанию, географии, физике, русскому языку, физической культуре, технологии и, естественно, татарскому языку.
По количеству школьников, представляющих наш район в области, на втором месте Казанская средняя школа, четверо из них – по татарскому языку и один – по русскому. Комсомольская школа, в которой обучается всего-то три десятка детей, по решению областного оргкомитета на региональную олимпиаду направит двоих.
К сожалению, не оправдывает возлагаемых на нее и положенных по её статусу надежд Вагайская средняя школа. Из трех школьников, направленных на областную олимпиаду, ученица 11-го класса Алиса Ефимова вынуждена защищать честь школы аж по четырем предметам.
Завершая краткий анализ итогов олимпиады, считаю необходимым напомнить, что в образовании происходят кардинальные перемены, одним из наиболее существенных элементов которых является работа по поиску, поддержке и сопровождению талантливых детей, развитию системы олимпиад и конкурсов школьников, отработке механизма учета индивидуальных достижений учащихся.
Татьяна Копотилова, заведующая методическим кабинетом управления образования