Нередки случаи, когда у некоторых женщин - да и у мужчин тоже - не получается наладить добрые отношения с родственниками своей половинки.
У Н.В.Ерофеевой в этом плане все сложилось очень удачно. Выйдя замуж за младшего из братьев Ерофеевых Сергея, она сразу же стала своей в этой большой и дружной семье.
Фома Иванович и Мария Феоктистовна Ерофеевы жили в селе Старорямово, были простыми колхозниками. Там же родились их 11 детей, двое из которых умерли в малолетнем возрасте. По воспоминаниям их сына Павла, жили очень трудно: в пятистенном домике зимой спали на полу вповалку, одевались бедненько, но питались неплохо. Любил Фома Иванович скотинку: на работе ухаживал за колхозной, а дома – за своей. Было у них две коровы, овцы, свинья с поросятами и птица. Сено заготавливали вручную. Всех ребятишек – и мальчиков, и девочек – с третьего класса отец приучил косить траву. А дома – огород. Огуречник – вотчина девчонок, а картошку обрабатывали парни.
-Мама вставала в четыре утра, чтобы приготовить еду для такой оравы. А если затевала стирку, то длилась она с утра до вечера – стирали-то тогда только руками! Хватила она работушки на своем веку! - с горечью вспоминает Павел Фомич. – Зато порядок у нас был во всем! В доме - чистота, все прибрано – каждая вещь на своем месте. Завтрак, обед, ужин – в одно и то же время. Отец обычно - во главе стола. А маму так и запомнил – всегда с малышом на руках. Красивая она была в молодости, да и до старости миловидной осталась.
В разговор вмешалась жена Павла Фомича:
-Вот почему снохи так быстро приживались в их семье? Да потому, что и отец, и мама были очень добрыми, относились к нам, как к родным дочерям, старались во всем поддержать и помочь. Я отца запомнила в галифе и сапогах, а еще у него дождевик был. Младший брат – военный - все это ему подарил. Не пил отец, рыбачил – всех нас рыбой снабжал. Умер в 54 года, в 1970-м. Из девяти детей пятерых свекровь одна на ноги поднимала. Старшие уже выросли и помогали ей. Особенно Петя с Любой, когда пошли работать.
-Ну, а как по-другому-то можно? Все вышли в люди, никто из Ерофеевых, как говорится, ни по ссылкам, ни по тюрьмам… Алексей окончил высшее танковое училище в Омске. 28 лет отслужил, ушел в отставку в звании подполковника. Сейчас - заместитель начальника этого же училища. Сергей окончил высшую школу милиции. Надя – банковский работник. Вера была продавцом. Умерла шесть лет назад от заболевания… Осталось нас восемь: пять братьев и три сестры, - сказав это, мой собеседник заметно погрустнел.
-Ну, а какие профессии есть в вашем роду? – поинтересовалась я.
-А почти все есть! Трактористы, шоферы, строители, учителя, бухгалтера, милиционеры, военные, медсестры, врачи, продавцы, маслодел, повар, завхоз… Каждый честно трудился и сейчас трудится на своем рабочем месте, - оживился Павел Фомич. – Много нас, Ерофеевых, и все мы очень дружные. Радость ли, горе ли – мы одна семья. Среди нас два гармониста: старший брат Петр и младший Сергей. А самая веселая у нас Люба – плясунья и частушечница. С мужем, Алексеем Ивановичем Дорониным, отпраздновали «золотую» свадьбу. Галина с Иваном подальше живут, но мы все равно общаемся. Сила нашего рода – в сплоченности!
-А вы продолжили традицию многодетности рода Ерофеевых?
-Нет, не продолжили. У нас у всех по два ребенка, у Веры - один сын. Может, у кого из внуков будут многодетные семьи… Зато наши дети и внуки чтят родственные узы: родные братья и сестры друг за друга горой стоят и с двоюродными родственниками связь поддерживают. Были бы живы родители, порадовались бы 17 внукам, 15 правнукам и 8 праправнукам. Живет род Ерофеевых!
На снимке: (слева направо) 1 ряд: Сергей, Любовь, Мария Феоктистовна, Петр; 2 ряд: Алексей, Павел, Галина, Вера, Надежда.