Медиакарта
23:54 | 21 ноября 2024
Портал СМИ Тюменской области

ТАПОВСКАЯ ДОРОГА: НЕОКОНЧЕННЫЙ ПРОЕКТ

Таповская железнодорожная ветка давно заброшена… Немногие заводоуковцы сегодня вспомнят, где она находится. Тем не менее она стала памятником эпохи политических репрессий, сплошной индустриализации и коллективизации.

Как известно, Исправительно-трудовой кодекс РСФСР 1933 года разрешал использовать труд заключённых. При этом два дня ударной работы засчитывались за три дня срока. Именно заключённые должны были создать разветвлённую систему железных дорог, соединяющих центр страны с отдалёнными провинциями.

В 30-х годах прошлого века строились Трансполярная магистраль, Кольская и Северная железные дороги, тоннель на Сахалин, магистрали Караганда-Балхаш и Печорская …

В 1936 году наркомат внутренних дел Омской области организовал исправительно-трудовую колонию № 4 в посёлке Щучьем близ Заводоуковска. Это место находилось рядом с уже существующей железной дорогой, соединяющей Тюмень с Омском. С постоянным обновлением контингента заключённых проблем не было: в 1937-м Политбюро ЦК ВКП(б) утвердило приказ НКВД о начале массовых репрессий.

Заводоуковский леспромхоз остро нуждался в надёжной дороге, по которой можно было бы вывозить стройматериалы, столь необходимые бурно развивающейся промышленности страны. Основной тягловой силой «Жемчужины Наркомлеса» были лошади. К тому времени из Заводоуковска была проложена 15-километровая конно-лежнёвая дорога, по которой лес транспортировали круглогодично, несмотря на погоду: летом – на колёсных фургонах, зимой – на санях.

Для повышения производительности труда было принято решение о строительстве железнодорожной ветки, которая бы соединила станцию Заводоуковскую с основными населёнными пунктами леспромхоза и продолжилась до Тобольска. Прошло совсем немного времени и древесину вывозили уже с 13-го километра, а в конце 1938 года – уже с 23-го.

До 1941 года железную дорогу удалось проложить до посёлка Уварыш, в дальнейшем её довели до 102 км, что около Нового Тапа. Здесь строительство пришлось остановить: впереди оказались непроходимые болота. С этого времени дорогу стали называть Таповской.

Моя бабушка, Анастасия Власова (в девичестве Громова), командированная отделом исправительно-трудовых колоний НКВД в марте 1938 года в Щучье, рассказывала, что в начале лета все вольнонаёмные и часть заключённых слегли от внезапно вспыхнувшего тифа. Она и ещё одна молодая медсестра М. Лаврушина днём ухаживали за больными, а ночью плакали от безысходности: медикаментов и нормального питания для взрослых мужчин, занятых тяжёлым физическим трудом, не хватало. Десятки людей, осуждённых по уголовным и политическим статьям, были захоронены тогда на кладбище, разместившемся «на воле» рядом с забором. В конце 1939-го Щучинскую колонию № 4 расформировали. Заключённых распределили по другим лагерям, «малотрудоспособных» отправили в исправительно-трудовые колонии отдалённых областей.

Строили железнодорожную ветку не только заключённые колонии № 4, но и спецпоселенцы, административные ссыльные, которых и стали расселять вдоль будущей дороги. Так появились посёлки Лебедёвка, Уварыш, Тропинский, Новостройка и другие. Низкая производительность труда, эпидемии, ужасные бытовые условия не позволяли вести работы в определённые планом сроки.

Так, 8 июля 1941 года рабочий комитет Заводоуковского мехлеспункта иноформировал Ялуторовский райотдел НКВД о том, что прибывшие на Тропинский лесопункт 250 человек, размещённые в общежитии, рассчитанном на 80 человек, заболели. Изолировать больных оказалось невозможно. Фельдшер Кайецкая физически не могла справиться с наплывом тех, кому была нужна срочная медицинская помощь. Ежедневно она принимала по 60-80 спецпоселенцев.

Особенно востребованной Таповская дорога стала в годы Великой Отечественной. Отсюда на фронт шла древесина, шпалы, живица, песок. Наравне с грузовыми вагонами по ветке начали курсировать и теплушки, перевозившие местных жителей и спецпереселенцев, прибывающих в район Лебедёвки.

Разместившиеся в Заводоуковске курсанты спецшколы ВВС вспоминали, как заготавливали дрова в суровые сибирские морозы: доезжали на товарняке до Тропинского и несколько километров шли пешком до отведённого места в сторону Лебедёвки. Заготовленные брёвна они волокли обратно до железной дороги, грузили их и возвращались в посёлок, который между собой называли Заводоуковкой. Евгений Курков, одноклассник будущего космонавта Владимира Комарова, оставил множество зарисовок о том времени, в том числе и о путешествиях по заводоуковской узкоколейке…

Елена ЕРМАЧКОВА,

кандидат исторических наук

• Начальник колонии Леонид Лесников и его жена Валентина – в белом платье, крайняя справа – Анастасия Громова, перед ней – начальник медчасти Клавдия Галганова. Единственный снимок – напоминание о Таповской ветке. К сожалению, нелучшего качества...