Нынешний сезон не балует крестьян хорошей урожайностью естественных трав. Терпко и хмельно пахнет в лугах давно переломившимся летом. На лесных опушках, полянках, затерявшихся среди берёзовых колков, ложатся травы в ровные валки то с подкошенным жёлтой дугой подмаренником, то с малиновой свечкой клевера. Поверх пестреющего, ещё не тронутого косилками разнотравья, высится лабазник душистый, украшая очередной замкнутый земной мирок. Там, где растения сбились в кучку, пышные шапки соцветий сливаются, и вот уже кажется, что это белое облако задремало среди лесной травы. К такой красоте привыкнуть невозможно.
Из года в год заготавливает корма на отведённом ему сенокосном участке Б.Т.Умертаев. На своём покосе знакомо всё: от каждой кочки до растущего кустика. На лугах уже взбугрились копны сена. Карусель сенокосных дел затягивает. Если выехал на покос, расслабляться некогда, приходится выкладываться по полной программе. Значительная часть сенокосного участка уже скошена, опустела и попросторнела, будто комната, из которой вынесли всё. С каждым выложенным округлым, приземистым стожком укрепляются надежды главы подворья на сытный год с молочком. Для имеющегося поголовья скота нынче надо поставить не менее 32 зародов. Задача сложная, но посильная. Главное, что техническая основа для заготовки кормов своя имеется:
два трактора, косилка двухбруска, прицепной инвентарь.
– Пресс-подборщик – мечта. На его приобретение денег пока не хватает. Подкопим – купим, тогда полегче будет, – говорит Бауыржан Таскенович.
Недавно глава подворья стал участником областной программы «Самозанятость». В настоящее время на подворье Умертаевых 11 дойных коров. Семья постепенно, без всяких ссуд и кредитов развела такое поголовье. В Новоандреевке есть все условия для получения дохода от молочной отрасли: сенокосы под рукой, пастбищ хватает, молокоприёмный пункт рядом. Реализация молока является хорошим финансовым потенциалом для семейного бюджета. В прошлом месяце от продажи ценного ликвидного продукта, произведённого на домашней ферме, Умертаевы получили 25 тысяч рублей. Где ещё в деревне такие деньги заработаешь?
– Планируем дойное поголовье пополнить до 20 коров. Доильный аппарат у нас имеется. Приобрели его, когда на подворье ещё только семь коров насчитывалось. Сейчас стройматериал надо бы купить, чтобы стайку новую поставить, да на покос много средств уходит. Расходы на заготовку кормов нынче очень большие, – сетует хозяйка Айгуль Даркибаевна.
Зачастую все нововведения в деревне в лучшем случае воспринимаются настороженно. Крестьянский склад характера консервативен. Но прогресс не стоит на месте. Молочное животноводство – дело сегодня далеко не кустарное. Варясь в собственном соку, больших успехов в этой сфере не достигнешь. В частном секторе можно добиться серьёзной прибавки молока только при условии улучшения породного состава коров. Часть средств, предусмотренных областной программой «Самозанятость» на развитие личного подсобного хозяйства, Умертаевы потратили на приобретение в СПК «Таволжан» тёлочки улучшенной породы. Метод искусственного осеменения животных супруги пока не применяют, предпочитают держать на подворье породистого бычка. Так или иначе, но вырождения имеющегося дойного поголовья стараются не допускать. Наряду с крупным рогатым скотом, есть у семьи и «непродающиеся» животные – овцы. Так сказать, для внутреннего пользования, только для нужд семьи. Труд на подворье тяжёлый. Мяса не поешь, много и не наработаешь. Да и традиционно на праздниках казахская национальная кухня предусматривает приготовление различных блюд из мяса. Как ни крути, а без своей отары никак не обойтись.
Доходы в крупном личном подсобном хозяйстве даются огромным трудом. Ни перед какими трудностями не пасует Бауыржан Таскенович. Ведь в нужный момент можно прибегнуть к помощи родителей, которые живут вместе с семьёй сына в одном доме. Они всегда готовы поделиться накопленным жизненным и хозяйственным опытом, если необходимо, поддержать в трудную минуту.
– Наше-то дело сейчас какое? Чайник вон поставить, по кухне похлопотать, за внуками присмотреть, да дед иной раз какой совет по ведению хозяйства даст. А так, вся управа по скоту на молодых лежит. Они здесь главные спицы в колеснице, – мудро рассуждает старая женщина, мать Бауыржана Таскеновича.
Одна из важнейших слагаемых счастья семьи Умертаевых – дети. Лет через пять старший сын Сайлау и дочь Ырысты станут уже хорошими помощниками родителям, а вот малышу Жаслану ещё расти и расти, ему сейчас всего только четыре месяца от роду. Дети являются прекрасным стимулом для того, чтобы много работать и двигаться дальше по пути развития своего хозяйского дела. Трудолюбия, жизненного оптимизма, энергии созидания Айгуль Даркибаевне и Бауыржану Таскеновичу не занимать. Хватает у них сил и на труд, и на любовь к детям, и на то, чтобы радоваться непростой крестьянской жизни.
Ольга АНОХИНА