Медиакарта
17:33 | 16 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Дневничок

Дневничок
13:55 | 28 января 2014
Источник:

Прав или не прав учитель? Или много на себя возьмешь – не выдержишь

Наконец-то под ногами хрустит снег, и грянули долгожданные сибирские морозы. Но сегодня меня волнует погода не за окном, а в нашем классе, потому что возник ещё один вопрос: всегда ли прав учитель?

Если от нас, детей, требуют признавать свои ошибки и неправоту, ещё и извиниться предлагают, то от взрослых этого не жди, у них так поступать почему-то не принято. А случилось вот что. На уроке черчения я по просьбе соседки по парте Ленки передала записку Сергею Иванову на другой ряд. Лена хотела узнать, кто ему из девочек нравится, мол, он тебя уважает и напишет правду. Сергей записку прочитал и в ответ крупными буквами написал «никто не нравится». Эта записка была у меня, когда к парте подошла учительница Н.Н. Она выхватила её, прочла, но на уроке комментировать не стала. Однако на следующий день, посоветовавшись с нашим классным руководителем, решила всем зачитать эту коротенькую переписку, чтоб остальным неповадно было «заниматься во время занятий подобной ерундой». Класс неожиданно обрушился на меня: откуда, мол, такой интерес? А Ленка предательски промолчала. Я выбежала в коридор, за мной Маша, я и не ожидала от неё какого-либо участия. Она призналась:

– Я слышала, как Ленка тебя просила, но ты могла бы узнать обо всём не на уроке. Ведь правда? И это называлось «участие»: она тоже осуждала меня.

Но в принципе-то была права: моя вина, что я не дождалась перемены. Только зачем учителю в классе читать о том, что можно было бы также выяснить вне урока?

– Лариса, почему ты на черчении занимаешься выяснением таких личностных отношений? Если тебе нравится Сергей, так спроси его об этом открыто, – грозно звучал пронизывающий голос Н.Н.

Я видела удивленные глаза Жени, который мне по-прежнему очень нравится, и чуть не разревелась, поэтому и выбежала в коридор. Н.Н. будто наступила сапогом мне в душу. Это было слишком… И я не уверена в том, что она поступала согласно правилам педагогически-психологической науки. Ощущение такое, что меня просто опозорили перед классом, не вникая в ситуацию, а лишь опираясь на факт.

Шла домой, не видя перед собой дороги, и совсем забыла про бабушкино «здесь и сейчас». Рассуждала, будто оправдывая себя: «Ведь я Ленку просто пожалела и не смогла отказать ей, а в результате выступила в роли «третий лишний». Бабуля говорит, что жалеть нельзя, от жалости человек слабеет. Лена сама могла бы удовлетворить своё любопытство, не впутывая меня».

– Ты взяла на себя её ношу, и тем признала, что она сама с ней не справится. А так ли это? – пытал меня за ужином отец. – Помогать друг другу, конечно же, надо, но не из жалости, а из любви. И не в этих вопросах. Ты бы лучше ей совет дала, и то лишь в том случае, если бы она его у тебя попросила.

Я промолчала, согласившись с ним в том, что на мне, действительно, воду возят, и я по-прежнему не умею говорить «нет» и не произвожу различий в том, кому, когда и в чём надо помогать. Я теряю силы и веру в себя.

Вечером пришла бабуля, ей уже была известна моя история. Она глубоко вздохнула (только она так умеет!), и умудрённо проговорила:

– Жизнь создает нам такие ситуации, в которых мы непременно должны чему-то научиться. Это как в математике, надо решить какую-то задачку и запомнить, как был найден правильный ответ. Выучила одно правило, значит, готова решить следующее более сложное уравнение.

– И так всю жизнь?!! – ужаснулась я.

– До конца дней своих, – улыбнулась она широко. – Я тоже над задачками голову ломаю, и не всегда знаю правильное решение. Ошибаюсь, делаю выводы. Учусь. В этом чудо жизни. Только ты не отводи себе роль мусорного ведра, куда сбрасывают что ни поподя. И взрослых не спеши осуждать. Учительница хотела лишь на твоем примере установить порядок в классе, не делая никаких исключений. А Лена, конечно, зря за тебя не заступилась.

– Каждый отвечает за себя сам, за свои чувства, эмоции?

– Конечно, ты же не можешь проживать другие жизни. Много на себя возьмёшь – не выдержишь.

Я давно заметила, что бабуля говорит мудро, и я ей благодарна, потому что с ней учусь понимать то, что со мной и вокруг меня происходит. Вот только говорит она медленно, я уже давным-давно всё поняла, а она, к тому же, повторяет. Наше время быстрое, мы и в музыке предпочитаем ритм быстрый, и еду любим быстрого приготовления, и скороварки придумали, кофе растворимый, скорые поезда есть и даже курсы ускоренного обучения иностранного языка. И мне это нравится.

Мне кажется, я наконец-то усвоила некоторые бабулины уроки и посему имею право заявить, глядя на свое отражение в зеркале, – а оно у нас в комнате огромное, – и я стою перед ним, и четко декламирую:

Я бесконечно доброе, феноменально умное,

божественно красивое, необычайно работоспособное,

беспредельно ответственное, талантливое,

исключительно порядочное, кристально чистое,

не по годам развитое, перспективное,

интеллектуальное, оптимистичное и коллективное,

фантастически скромное – Человечище!!!

Но текст этот, признаюсь, придумала не я, а ведь могла бы!

Приближается Новый 2014 год!!! Что принесет он? Как изменит меня? Об этом непременно подумаю в новогоднюю ночь, загадывая пожелания. А «что» и «как» произойдет на самом деле – время покажет.

Автор: Людмила БАКЛАНОВА, художник Марина МАЛЬЦЕВА.