Медиакарта
6:26 | 20 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Река Тура: берег правый…

Река Тура: берег правый…
10:08 | 29 января 2014
Источник:

Найти их очень просто. Надо пройти памятный камень в честь Стеллера… После – вправо и вниз: ребята вырубили в теле крутого склона три лестничных марша, всего 65 ступенек. Преодолели – и, битте-дритте, урчит мощная техника: экскаваторы, бульдозеры, самосвалы, автокраны. Короче, перед нами второй участок третьей очереди строительства набережной областной столицы.

Набережная уникальна, подобных в России больше нет. Потому что прогулочные площадки проложены в четыре уровня (как правило, у нас делаются одноуровневые). Работы ведутся на деньги городского бюджета, заказчик – городское управление капитального строительства. Генеральный подрядчик: компания «Строймонтаж», но конкретно берегоукреплением с самого начала занимается «Мостоотряд-36».

Много чего надо сделать для того, чтобы Тура не съедала «кисельный» берег. Погрузить сваи, соорудить подпорные стенки, заняться гидроизоляцией, формированием откоса, устройством гранитных дорожек и площадок, облицовкой стен, монтажом водоводов и дренажной призмы… С осени прошлого года в дно Туры уже погружено 2800 тонн трубы диаметром 720 мм, на участок завезено 150 тысяч кубометров песка, уложено 6 тысяч «кубов» бетона и 8000 квадратных метров гранита.

Мы осматриваем фронт работ. Мы – это начальник участка Алексей Боровиков, геодезист Владимир Боровиков, мастер Артем Лопарев, плюс автор. Над нами сверкают золоченые купола Троицкого мужского монастыря. Под ними некогда зеленел Дунькин сад. Но его слизала, как корова языком, ненасытная Тура. Слизала вместе с могилой похороненного здесь Георгия Вильгельма Стеллера, который, между прочим, являлся медиком экспедиции офицера русского флота Витуса Беринга.

Скульптурная композиция капитана-командора в бронзе украшает прогулочную зону первой очереди набережной, тут же представлен флагманский корабль. По соседству можно увидеть первый пароход, построенный в Тюмени, другие скульптуры и барельефы на исторические мотивы. В летнюю жару тут запросто можно прохлаждаться от струй каскад-фонтана.

Много чего «съела» Тура. Уже подобралась под стены Благовещенской церкви в начале сегодняшней улицы Республики (а раньше магистраль называлась Благовещенской). Ах, какой красоты, судя по рисункам, был храм! Государь император пожалел денег на укрепление берега, а большевики в 30-х годах просто-напросто взорвали храм: нет объекта – нет проблем. Намедни ходил по городу и узрел автобусную остановку «Благовещенская». Все-таки жива у земляков память!

Четвертая очередь объекта доведет до Масловского взвоза. Ну, там ещё находился Императорский причал. Потом речной вокзал. Нынешнему поколению тюменцев многое из сказанного невдомек. Но можно сориентироваться по существующим улицам: Пристанская, Пароходская. Госпаровская – тоже вполне «флотская»: («гос» и «пар» – это государственное пароходство). Рядом Ильинский женский монастырь.

Вот такое лирическое отступление. А теперь вернемся к фронту работ. Обрушению берега препятствует подпорная стена. Она стоит на фундаменте из батареи свай. Смотрю, как Талибонон Юлдашев, Бахтияр Мамедов, Эдуард Койносов, другие их товарищи легко подхватывают арматурину из пакета и подносят к «конвейеру». В дело вступают электросварщики Сергей Ерохин и Игорь Ершов. Весело играют яркие бело-голубые всполохи: каркас ростверка растет не по часам, а по минутам. Скоро очередь дойдет до бетонирования!

– Зимой? При круто отрицательных температурах? – воскликнет иной читатель.

Нет проблем! Ведь процесс проходит в «теплушках». Так называют временные сооружения из прорезиненной ткани размером семь на восемь метров. «Теплушку» в течение четырех суток греют 5 тепловых пушек – до тех пор, пока бетон наберет 75 процентов прочности.

– Ничего себе, какие энергозатраты! – скажет потребитель, привыкший к падению напряжения в часы пик.

Действительно, порой закипания чайника на кухонной плите ждешь, как второго пришествия. Но тут мимо. Услугами горэлектросети строители набережной не пользуются. У «Мостоотряда-36» на объекте задействованы две собственные электростанции: одна мощностью 60 кВт, другая – 100. Первая обеспечивает током столовую, работает на освещение, вторая пущена на производство.

Знакомлюсь с руководящим составом. Геодезист Владимир Годовых в ТюмГНГУ получил диплом инженера по специальности «Горное право и недропользование».

– У меня чисто семейная профессия, – считает Владимир и поясняет: – бабушка с дедушкой геологи, мама пошла по их стопам.

Геодезист Марат Павлов и мастер Артем Лопарев окончили архитектурно-строительный университет по специальности «Строительство автомобильных дорог и аэродромов». Мастеру Максиму Ражеву осталось защитить диплом в этом же учебном заведении. Но костяк ИТР состоит из выпускников СибАДИ, этот институт (ныне университет) гордится своим бывшим питомцем, генеральным директором ОАО «Мостострой-11» Николаем Руссу. Прораб Петр Дружинин представляет НИИЖТ, в настоящее время Сибирский технический университет.

Петра Ивановича я знаю не первый день, однако в зимнем одеянии не приходилось видеть. Меня поразила шапка прораба: настоящая сибирская ушанка из норки по спецзаказу, теперь таких не делают. Он, заметив мой интерес к головному убору, огорчился:

– Понимаешь, лечу из Нягани. В самолете забросил на верхнюю полку – и забыл. В Рощино прибываем: хвать за шапку, а она до краев заполнена водой – с потолка натекло. Жена дома просушила, правда, у шапки уже далеко не нормативный вид. Но вот ровно 25 лет исполнилось шапке…

– А что тебя в Нягань занесло? – спрашиваю.

– Там дорогу от Хантов прокладывали, мосты строили.

Спрашиваю ветерана, сколько метров мостовых переходов на его счету.

– Метров? – переспрашивает Петр Иванович. – Давай посчитаем количество «моих» мостов. Так, на трассе Уренгой – Ямбург пять штук, в Викуловском районе – 10 единиц, Угутский мост на Большом Югане, Сургутский мост, который в Книге рекордов Гиннесса, Верхнеборовский, Московская развязка, развязка на трассе Ханты-Мансийск – Аэропорт. В прошлом году строили транспортную развязку на пересечении улиц Мельникайте и Ставропольской.

В прорабской во всю стену схема объекта: линии сплошные, прерывистые, пунктирные, штрихи, условные обозначения, аббревиатуры. Вот на полотнище значится СЛ-2… СЛ-7… СЛ-5… СЛ-8…

– «СЛ» – означает «сход лестничный», – поясняет мастер Максим Ражев. – На днях президент Путин сказал: «Без барьеров!». Он имел в виду инвалидов. Вот мы и следуем в курсе этой программы, то есть по «СЛ» – по сходам – народ на колясках может добраться до любой точки набережной, вплоть до самой воды.

И тут я вторгся в чертежную область. Прикидываю: только что прошелся по части набережной – это мост для пешеходов и уборочной техники через Тюменку, а на схеме его нет.

– Да, на карте он отсутствует, – подтверждает прораб, – потому что примерно на этом месте должна была проходить автодорога: от музея по логу Тюменки и на Ирбитский тракт.

– Было бы здорово, – дополняет Максим, – облагородили бы и укрепили берега речки, убрали мусор.

Это уже отдельная история. Короче, от проекта отказались – похоже, власти сочли его экономически нецелесообразным. Когда-то довольно многоводная Тюменка – в ней даже карась ловился – в основном струится в трубе-коллекторе, а то, что сверху, стало безобразным оврагом. Но слово снова предоставим Петру Ивановичу Дружинину:

От действующего автомобильного моста до устья Тюменки около 60 метров. Тура плещется на отметке 48 метров над уровнем Балтийского моря, мост – на отметке 54, то есть 6 метров перепада. А перепад этот состоял из канавы. Мы поступили так: на дно канавы положили две заполненных бетоном трубы, далее уложили слой песка толщиной от двух до четырех метров, сверху застелили все это двухметровым слоем бутового камня – склоны вплоть до перил моста. А уж потом проложили пешеходный мост. Как видите, красиво вышло.

Разговариваем на берегу. Вечереет. На опустевшие скамейки «присаживается» снег. Скоро тут зажгутся фонари в резных лампадах. Включат подсветку моста Влюбленных (он тоже построен силами «Мостоотряда-36», структурного подразделения славного ОАО «Мостострой-11»). Мост давно стал достопримечательностью нашей любимой Тюмени. Набережная Туры – хотя недостроенная, без имени в паспорте, – тоже вошла в категорию городских чудес.

Автор: Юрий МАШИНОВ /фото автора/