Детство является периодом формирования личности, от которого во многом зависит дальнейшая судьба человека. В детстве складываются основы будущего. В то же время это - закономерная, чрезвычайно важная и абсолютно самостоятельная часть жизни. Это и подготовка к взрослой жизни, и время, полное впечатлений, ярких, красочных событий, когда человек открывает для себя мир. Формируется его характер, создается структура духовных ценностей, которые определяют внутренний облик личности. Не случайно французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери писал: «Человек приходит из своего детства». Некоторые называют детство страной, в которой живет особое племя - племя детей. А чтение книг и журналов призвано сыграть свою роль в этой «стране», стать своего рода ориентиром для этого «племени».
Чтобы ребенок охотно обращался к чтению периодических изданий, их содержание должно увлечь маленького читателя.
Параметры, по которым психологи и педагоги оценивают детскую периодику, таковы:
-для детей: журнал должен носить развивающий характер, иллюстрации и текст должен соответствовать восприятию ребенка; уровень полиграфического исполнения должен быть высоким; детям должно быть не только интересно, но и полезно его читать;
-для подростков: журнал не должен быть «пустым», он также должен быть ориентирован на развитие личности; необходимо давать в нем информацию, на которую можно опереться, он должен точно следовать фактам и быть содержательным и информативным. Кроме того, он должен быть не только актуальным, но и соответствовать возрастным потребностям и интересам подростков.
Предметом детской прессы можно считать знания и представления об окружающей действительности (о человеке, о мире, о природе, об искусстве), изображенные в форме, доступной детскому восприятию. Однако это определение нуждается в уточнении, так как знания о мире, отраженные в детской литературе, должны иметь особый характер и учитывать специфику читателя.
Сейчас круг издаваемой для детей прессы настолько широк, что родители порой оказываются в затруднении: а что же купить своему ребенку, как определиться и сделать выбор в пользу того или иного издания. В итоге часто обращаются к уже проверенным журналам из своего детства.
На рынке печатной продукции выпускается большое количество журналов. Ознакомиться с ними, при желании, можно в подписном каталоге. В любом случае Ваш ребенок только выиграет, когда Вы подберете ему журнал для чтения в соответствии с его возрастом и интересами. Кроме того, не стоит забывать, что на рынке присутствуют также издания, не совсем подходящие для детей. Посмотрите по киоскам сами и почувствуйте разницу. Лучше с раннего детства приучить ребенка к качественной периодике самим, нежели потом ужасаться его выбору.
А не сходить ли нам в библиотеку?!
Если вы сознательные, заботливые родители и хотите вырастить образованного человека, чаще посещайте с ним детскую библиотеку. Там, возможно, вы откроете для себя и ребенка не только новые книги, но и много интересных печатных изданий для детей. Только напоминайте ребёнку о том, что читать нужно вдумчиво, увлечённо, а не поверхностно пролистывать страницы большого количества изданий. Ребёнок познаёт мир, используя в единстве все психические процессы. Задача системы воспитания как раз и заключается в том, чтобы учитывать эту особенность и не только учить детей читать, писать, но и чувствовать окружающий мир, воспринимать его во всём многообразии проявлений. Вдумчивое, творческое обсуждение печатных СМИ для детей в семье, наряду с учебными умениями, полученными в школе, поможет правильно составить детали мозаики и сделать их красочными и занимательными. Это нужно любознательным современным детям.