Медиакарта
2:36 | 26 ноября 2024
Портал СМИ Тюменской области

«Школа – судьба моя»

«Школа – судьба моя»
13:23 | 31 января 2014

В книге «Тюменская область. Далекая и близкая» (г. Тюмень,2010 год), на одной из её страниц, посвященных Вагайскому району, среди тех, кто своим трудом заслужил почет и уважение земляков, значится и моя героиня – Антонина Андреевна Ламинская, учитель географии Вагайской средней школы, заслуженный учитель РФ. Это звание она получила в 1999 году. Факт, конечно, впечатляющий, но более ценно другое. Это искренне уважительное отношение коллег, это необыкновенная теплота и сердечность, с которой вспоминают своего классного руководителя её воспитанники, в каждом из которых она стремилась воспитать лучшие человеческие качества, учила жить по совести.

С Вагайской средней школой её связали 35 лет педагогической деятельности.

Сейчас Антонина Андреевна на пенсии. Но творческий потенциал её не исчерпан. Еще долго она будет будоражить умы и сердца учащихся этой школы, самая непосредственная связь с которой у нее не прервалась даже с выходом на заслуженный отдых.

А начиналась её педагогическая деятельность так. После окончания в 1967 году Радищевского педучилища, что находится на родине А. Н. Радищева Пензенской области (родом она оттуда), вместе с 19-ю сокурсницами приехала в Вагайский район (спустя непродолжительное время из того выпуска в районе осталось двое). Направили её в Домнинскую семилетку, где она, как это чаще всего бывает в малокомплектных школах, преподавала разные предметы в течение трех лет, в том числе географию, ставшую позднее её родным пространством.

Спустя два года поступила на заочное отделение географического факультета Тюменского пединститута. Затем переезд в Вагай, кратковременная работа в РК ВЛКСМ (около года), столь же кратковременная – школьным библиотекарем, несколько лет – воспитателем группы продленного дня Вагайской средней школы.

Уже окончен институт, но вакансии учителя географии пока нет.

В 1977 году Антонина Андреевна назначена на должность организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы (по нынешнему штатному расписанию – заместителем директора по воспитательной работе) с правом преподавания нескольких часов географии.

«Долго сомневалась, смогу ли справиться – школа большая, некоторые классы – по пять параллелей, - говорит Антонина Андреевна, - но, к счастью, мои опасения не оправдались, я быстро освоилась с работой, педколлектив принял меня». Моим замом она проработала ни много ни мало 15 лет.

Тот период её работы достаточно подробно описан в книге «Учитель, перед именем твоим…» (г. Тюмень, 2008 год), посвященной заслуженным учителям РСФСР и Российской Федерации, одной из героинь которой является Антонина Андреевна: «КВН, вечера, диспуты и дискуссии, устные журналы – все это помогало патриотическому, нравственно-этическому воспитанию учащихся, формированию потребности и стремления прийти на помощь людям, толерантному отношению к окружающим. Активная жизненная позиция Антонины Андреевны поражает всех, кто с ней общался. Она с энтузиазмом участвует в общественной жизни: в 1996 году – победитель районного конкурса «Учитель года», в 2004-м ей присуждено призовое место в конкурсе на лучший урок, посвященный 60-летию Тюменской области. Умению Антонины Андреевны быть в гуще событий, проявляя интерес ко всему новому, не замыкаться в себе, делиться с коллегами своими находками до сих пор поражаются все, кто знает эту скромную учительницу». Эти качества и предопределили её судьбу в образовании, ставшем её родной стихией.

«Работа в школе всегда была для меня радостью. Я всегда шла в школу как в родной дом, где меня окружали хорошие, добрые, интересные люди, любимые ученики. 40 лет своей жизни я посвятила своему любимому делу и ни разу за свою жизнь не пожалела об этом.

Случись прожить заново, не задумываясь, я бы посвятила её школе», - говорит Антонина Андреевна.

Вернемся, однако, на 2-3 десятилетия назад.

В бытность в должности ОВВР в её обязанности входило заниматься делами пионерской и комсомольской организаций. Она старалась искать и использовать новые формы и методы воспитательной работы с учащимися, новые виды и формы её планирования. Классные руководители во всем её поддерживали. Иначе и быть не могло. Только дружный и сплоченный коллектив единомышленников, объединившийся для решения заинтересовавшей всех проблемы, способен её решать.

Для тех, кто осуществлял педагогическое руководство деятельностью классного коллектива, пионерского отряда или комсомольской группы, Антонина Андреевна умела находить идеи и организовать своих первых помощников – классных руководителей – на их выполнение. Судьей никогда не была, а выступала с позицией консультанта, помощника, друга, а потому и заслужила ответное уважение, доверие, авторитет у своих коллег.

Анна Ивановна, работавшая в те годы старшей пионервожатой в тесном контакте с А.А. Ламинской, очень тепло отзывается о своей коллеге: «Я благодарна судьбе за то, что она свела меня с Антониной Андреевной. Вместе нам довелось трудиться несколько десятилетий. Работать с ней было легко, несмотря на объективные трудности: двухсменный режим работы школы, отсутствие актового зала, помещений для репетиций…А с её увлеченностью, энергией, бесконечной преданностью своему делу никакие трудности не были страшны. Добрая, надежная, отзывчивая, щедрой души человек, она всегда готова прийти на помощь, о чем бы её ни попросили».

Особая страница в трудовой биографии моей героини – ученическая производственная бригада, руководство которой входило в её обязанности.

В 1973 году было принято постановление ЦК КПСС и Совмина СССР «О мерах по дальнейшему улучшению условий работы сельской общеобразовательной школы». Этот документ положил начало широкомасштабной совместной с трудовыми коллективами работе по трудовому воспитанию школьников. На эти годы пришелся расцвет Вагайской ученической производственной бригады. Она завоевала авторитет не только в районе, но и области. В течение многих лет школьная бригада являлась участницей областных слетов УПБ, занимая призовые места. Бригада работала круглый год. В зимнее время проходила организационная работа: комплектовались звенья и проходила их учеба, формировался актив бригады, а в весенне-летний период – работа в поле, на школьном учебно – опытном участке, на ферме совхоза «Большевик», ремонте школы…Под руководством учителя трудового обучения С.Я. Аксенова полный цикл сельскохозяйственных работ выполняли школьники. Аргументированные, содержательные выступления членов УПБ на областных слетах дважды были отмечены ценными подарками: гусеничным и колесным тракторами.

За счет реализации картофеля со школьного поля (20 га) проводились общешкольные праздники, ежегодно, порой по несколько групп, дети ездили по туристическим путевкам: Москва, Саратов, Ленинград, Рязань, Кишинёв, Алма – Ата, города нашей области…

В 1992 году Антонина Андреевна, к сожалению, оставив эту должность, занялась своим любимым предметом. Думаю, что человек она счастливый, потому что таковым его делает, на мой взгляд, сознание профессиональной состоятельности. Каким бы делом ни занималась, она достигала поставленной цели, желаемого результата. Её деловые и нравственные качества - честность, деловитость, настойчивость, трудолюбие и принципиальность – и в должности учителя способствовали формированию лучших качеств у её воспитанников.

Формирование географической культуры и мышления, показ практической значимости преподаваемого предмета, экологизация и экономизация географии как дисциплины – в этом она видела свою основную задачу как учителя этого предмета. Не случайно учителю высшей квалификационной категории А.А. Ламинской было доверено руководство районным методическим объединением учителей географии района. В течение долгих 15 лет она столь же честно выполняла эту общественную работу, как и всякую другую, которой приходилось заниматься за 40 – летнюю педагогическую деятельность.

В 2007 году Антонина Андреевна вышла на пенсию. Изредка встречаемся. Она сохранила присущие ей оптимизм и доброжелательность, желание помочь, дать совет, посочувствовать. Её творческий потенциал, как мне кажется, еще долго не будет исчерпан. Сейчас она руководит школьным музеем, открывшимся в канун 65-летия Победы. «Работаю с удовольствием. Мне нравится открывать все новые и новые страницы из истории школы, рассказывать о людях, которых стали забывать. Я счастлива, что причастна к этому важному делу. Я считаю себя нужной школе, и мне приятно сознавать, что связь с любимой школой пока не оборвалась, - говорит Антонина Андреевна.

Ишмухамет Гайсин, директор Вагайской средней школы с 1978 по 2006 год