Об итогах реализации проекта на Совете доложила начальник Отдела образования Г.Г. Климова. За названными цифрами чётко просматривается каждодневный и кропотливый труд педагогов района.
За время реализации проекта в сфере образования более двухсот педагогов прошли курсы повышения квалификации на базе ТОГИРРО. По последним данным мониторинга, доля общеобразовательных учреждений, систематически использующих в обучении информационные технологии, составила сто процентов. В 2009 году пять педагогов района приняли участие во Всероссийском конкурсе учителей, внедряющих инновационные технологии. Все участники стали обладателями Президентского гранта. Это А.А. Сафина, Н.И. Казанцева, Л.А. Колосова, Г.В. Миленина, Л.М. Бетехтина. Учитель математики Земляновской школы Г.В. Миленина возглавляет строку рейтинга победителей. В районном конкурсе «Классный руководитель года» приняли участие пятнадцать учителей, за звание «Учитель года» боролись двенадцать педагогов, в конкурсе «Воспитатель года» участвовали девять человек. В финале областного этапа учитель физики школы №1 А.М. Смолин стал победителем в номинации «Самый молодой учитель». Все победители и участники поощрены из стимулирующего фонда оплаты труда педагогов.
Труд любого педагога измеряется успехами учеников. И нашим учителям есть чем гордиться. По программе «Одарённые дети» увеличилось количество стипендиатов Главы района. Стипендии Главы района за счёт средств местного бюджета получили 32 одарённых ребёнка, из них восемь – победители и призёры региональных и областных олимпиад и конкурсов, победители районных конкурсов «Ученик года», «Талант года», «Спортсмен года». Из местного бюджета для поощрения одарённой молодёжи было выделено 150 тысяч рублей.
На региональном уровне особое внимание уделяется организации питания в школах. В нашем районе горячие обеды организованы почти на сто процентов. В прошлом году была поставлена задача — организовать горячее питание и в малокомплектных школах района. За счёт муниципального бюджета удалось пополнить их материально-техническую базу и выделить в школы средства на горячее питание. Особое внимание было уделено дошкольным учреждениям, увеличилось число мест, возросло количество детей, получающих образовательную услугу.
Подробно начальник Отдела образования проанализировала программу обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. В районе таких детей больше 220, все они учатся по специальным программам.
О результатах осуществления мероприятий комплексного проекта модернизации образования рассказала специалист Отдела образования А.И. Филинова. Цель образования сегодня – создать условия для развития и саморазвития учащихся. Теперь результатом обучения и воспитания детей должна стать их готовность к овладению современными средствами информации. На первое место выходит умение детей самостоятельно учиться. В связи с модернизацией школы департаментом образования определены иные подходы в части обеспечения контроля за уровнем обученности школьников. Мониторинги качества проводятся систематически.
Итоги районной контрольной работы по русскому языку в 4-9 классах за первую четверть показали, что большинство школ достигли минимально достаточного уровня обученности. Повышенный уровень оказался лишь в отдельных школах и по отдельным классам – в Медведевской, Малышенской, Боровлянской, школе №4. Анализ работ по математике за вторую четверть показал тот же результат – критического уровня обученности не было. За первое полугодие общая успеваемость в районе составила 99,2 процента, качество обучения составило 37 процентов. Более 900 учащихся района учатся на «хорошо» и «отлично». За первое полугодие уменьшилось количество неуспевающих и неаттестованных – 19 человек. Ещё один шаг в мониторинге обученности – контроль за организацией профессионально-методической деятельностью учителей. Итоги мониторингов регулярно рассматриваются на аппаратных совещаниях директоров школ. За высокие результаты школы премируются из централизованного фонда стимулирования труда.
Методика формирования фонда оплаты труда образовательных учреждений была разработана в 2007 году. Фонд стимулирования труда и социальной поддержки формируется от общего фонда оплаты труда каждого образовательного учреждения. Из этого фонда ежемесячно выплачиваются средства заслуженным педагогам за звания и степени — 3000 рублей, орденоносцам – 1800. По достижении пенсионного возраста педагоги из этого фонда получают единовременную выплату в размере 20 тысяч рублей. Также поощряются педагоги по результатам труда. Определены шесть основных критериев выплаты. Главные — качество и доступность общего образования. При стимулировании берутся во внимание достижения учеников педагога, самого педагога, подготовка призёров конкурсов и олимпиад, участие в инновационной деятельности, результаты ЕГЭ. При поощрении педагогов и школ учитывается и сохранение здоровья школьников, создание условий для учёбы, кадровый ресурс каждой школы, внеклассная и внешкольная деятельность. Главный экономист Отдела образования Н.В. Шабанова проанализировала распределение централизованного фонда стимулирования. По результатам работы максимальное увеличение фонда оплаты труда произошло в школе №1 и в Земляновской школе. В целом по району средняя заработная плата работников школ составляет чуть более девяти тысяч рублей. Из фонда стимулирования прибавка составляет в среднем около пятисот рублей. Во всех школах она разная — в одной школе она может быть сто-двести рублей, в другой — более пятисот. Все зависит от работоспособности каждого педагога и школы.
В этом году учительству России будет уделяться особое внимание. Главная задача — повысить авторитет и престиж педагога в обществе.
Любовь Алексеева
Фото из архива редакции