Медиакарта
10:30 | 25 ноября 2024
Портал СМИ Тюменской области

Физики и лирики работают с текстом…

Физики и лирики работают с текстом…
13:40 | 04 февраля 2014
Источник: Красное знамя

На базе Богандинской средней школы N 1, являющейся пилотной площадкой по апробации федеральных государственных образовательных стандартов основной школы, для руководителей районных методических объединений учителей-предметников состоялся семинар «Метапредметное содержание образования. Работа с текстом». Его организатор - методический кабинет управления образования Тюменского района.

Как рассказала заведующая методкабинетом Татьяна Гартунг, категория метапредметности является ключевой в рамках новых стандартов общего образования. Преодолеть обособленность в преподавании отдельных предметов и, соответственно, так называемую лоскутность сознания учащихся, сформировать у них целостную картину мира и единые способы его познания – задача новых стандартов и современной школы. Работа с текстом осуществляется на каждом учебном предмете. Текст - это любая знаковая система, наполненная содержанием и обладающая законченной структурой: это и доказательство теоремы в геометрии, и вывод закона в физике или обществознании, и решение конкретного примера в алгебре. Конечно, у текстов в рамках разных предметов есть своя специфика, но, тем не менее, есть некий инвариант, который лежит в основе единого подхода к работе с текстом на всех уроках, вне предметной принадлежности. Татьяна Александровна отметила, что задачей семинара, куда были приглашены «и физики, и лирики», являлась выработка единых рекомендаций по работе с учебным текстом для педагогов школ района.

В начале мероприятия педагоги Светлана Суслаева и Надежда Рязанцева дали открытые уроки русского языка и биологии, на которых были представлены способы работы с текстовой информацией, её переработки, в том числе с использованием технологии развития критического мышления.

Вот как прокомментировала уроки своих коллег заместитель директора по учебно-воспитательной работе Богандинской школы О.В.Гулина: «Урок Светланы Сергеевны в пятом классе был посвящён диалогу и речевому этикету. Она умело организовала парную и групповую работу учащихся. Ребята самостоятельно добывали знания, пользуясь различными источниками информации, активно контактируя друг с другом. При работе с текстом педагог концентрировала внимание детей на взаимосвязь формы и смысла отдельных элементов текста, реализуя формально-семантический подход к анализу слова и текста в целом.

На уроке биологии учитель Н.Л.Рязанцева вместе со своими пятиклассниками продемонстрировала элементы технологии развития критического мышления, которые уже не первый год успешно применяет на практике. Последнее подтверждают достижения учеников Надежды Леонидовны на предметных олимпиадах, очных и дистанционных конкурсах разного уровня. На открытом уроке 17 января, посвящённом изучению шляпочных грибов, ребята самостоятельно пошагово планировали свою деятельность. Работая с текстом, перерабатывали информацию, выделяя главное».

По мнению Ольги Гулиной, оба педагога на своих уроках реализовали метапредметный подход в обучении, показали знание и глубокое понимание федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения.

Затем уже в рамках круглого стола Ольга Васильевна более подробно познакомила заведующих районными методобъединениями учителей-предметников с методической системой работы Богандинской школы N 1, педагоги которой обучают детей по новым стандартам основного общего образования. Она ещё раз подчеркнула, что метапредметные умения - это те универсальные умения, которые должны быть сформированы у учащегося и которые он смог бы применять на разных уроках, а также за пределами образовательного процесса, т.е. в реальной жизни. Она выделила также четыре основные задачи, которые должен ставить учитель в работе со школьниками над текстом: внимательно прочитать текст, понять, о чём или о ком идет речь; разделить учебный материал на смысловые части, найти внутри каждой главную мысль; найти и выделить ключевые слова (выяснить значение трудных слов и выражений), составить план, тезисы, конспект; ответить, чему новому научил прочитанный текст, в том числе новым приёмам работы, вызвал ли новые мысли, настроения, желания. Среди приёмов осмысления текста она назвала выделение ключевых слов; постановку вопросов; сжатие текста и анализ его структуры.

В ходе обсуждения по группам участники мероприятия выработали универсальную памятку-алгоритм по работе с текстом, в который кроме уже названных приёмов вошли преобразование полученной информации другими способами (схемы, таблицы, рисунки, графики, презентации, опорные конспекты, кластеры и др.); предоставление продукта собственной деятельности - создание своего текста (проблемный пересказ, сочинение, аннотация, доказательство, выведение закономерности); выполнение заданий по аналогии и резюмирование по результатам работы с текстом (учитель, ученический коллектив).

Подчёркивая значимость метапредметного подхода в современном образовании, Ольга Гулина отметила, что он, прежде всего, предполагает, что ребёнок не только овладевает системой знаний, но осваивает универсальные способы действий, с помощью которых сможет самостоятельно постигать самые разные явления жизни. Работа с текстом – один из основных способов этого постижения.

Как сообщили в управлении образования «столичного», следующий межпредметный семинар планируется посвятить приёмам работы с текстом и способам его обработки.

Татьяна ЮРТИНА.