В ноябре этого года жительнице села Орлово Матрене Семеновне Сараевой исполнится девяносто лет, что само по себе достойно уважения. Прожита большая жизнь, наполненная радостями и печалью, и где свой страшный след оставила Великая Отечественная…
…Среди нехитрого убранства в доме Матрены Семеновны царят чистота и порядок. Как у хорошей хозяйки - до блеска натертые полы, по старинке аккуратно застеленная кровать с горой пуховых подушек, а тишину нарушает лишь мерное тиканье часов…
Родилась она в селе Орлово. Как и многим в те времена, судьба ей выпала непростая. В семье из одиннадцати детей, шесть младенцев умерли от кори, не прожив и года, так как от такой хвори раньше лекарства не было. Потом родилась еще одна девочка, которая дожила до 17 лет, да только в 1929 году вместе с отцом скоропостижно скончалась от тифа.
-Остались мы тогда вчетвером, - говорит Матрена Семеновна. - Маме было трудно поднимать нас, поэтому и работала с утра до ночи в колхозе телятницей. Худо-бедно, но как-то жили… А в школу-то я ходила! Правда, после окончания семи классов, пошла помогать маменьке... Работала в колхозе, как говорится – куда пошлют. А как война началась, так уже наравне со взрослыми пахала, сеяла, убирала урожай вручную, ведь часть автомашин и тракторов, а также лучшие лошади были направлены на фронт. На быках приходилось возить хлеб в Омутинку на станцию… Бывало, дождь застанет в пути – телегу не можем из грязи вытянуть, так останавливались – ждали, чтоб подсохло… И сами умаивались, и быков умаивали. Да только за труд тот мы ничего не получали…
Хрупкой и худенькой девочке было очень нелегко: силёнок не хватало, от усталости постоянно хотелось есть и спать. Работа иногда была такая, что под силу только взрослому мужику, но она справлялась, невзирая на холод и боль.
-Деваться некуда - мужчин то практически не было, - продолжила моя героиня, - всех забрали на войну. Старики, женщины, да мы, дети, воевали в тылу с работой, для того, чтобы обеспечить пропитание себе, младшим ребятишкам, и тем, кто на фронтах боролся за нашу землю...
Общими усилиями люди спасались от голода, который лютовал повсюду, особенно к концу войны, детскими мозолистыми руками работали на износ, от рассвета до заката.
-О том, как обстоят дела на фронте, узнавали - кто что расскажет. Не было ведь ни радио, ни телефонов. Сколько убили фашистов, сколько танков взорвали… Радовались за каждый подвиг и очень гордились!
Потом я выучилась на тракториста, и уже сама пахала поля… А помню, однажды в майский день мы, как всегда, трудились на посевной, когда увидели бригадира. Он бежал и кричал: «Война закончилась! Не будет больше войны!». Тогда, помню, все кругом радовались - кричали «ура», плакали, обнимались…
-С малых лет, с войны, мучаюсь с ногами - ступни болят… Врачи поставили диагноз – туберкулез кости. А все из-за того, что обуть было нечего, - носила старые калоши и в холод, и в зной… Не дай Бог вам такое испытать…
Трудно представить, что перенесла хрупкая женщина в те страшные годы, которые стали настоящим суровым испытанием, как для нее, так и для многих советских людей. Но она надеялась на Победу и, как могла, приближала ее…