В конце августа 2013 года в министерстве образования и науки был подписан приказ о присоединении ишимского и тобольского пединститутов к Тюменскому госуниверситету. О том, как отразится реорганизация на студентах и преподавателях ишимского вуза, на пресс-конференции
в ИА «Тюменская линия» рассказали ректор ТюмГУ Валерий Фальков и ректор ИГПИ Сергей Шилов.
Основную фазу изменений, связанных с реорганизацией трёх вузов области, планируется завершить к 28 марта 2014 года. К этому времени ишимский вуз официально станет филиалом ТюмГУ.
– Валерий Николаевич, какие перемены в связи с объединением вузов произойдут в нашем пединституте?
– Система высшего образования очень динамично меняется, это касается не только нас, но и всех российских вузов. В контексте этих тенденций и надо рассматривать реорганизацию. Первое, учебный процесс должен стать более практико-ориентированным и соответствовать потребностям экономики. Второе – и это болевая точка большинства вузов – научные исследования. Преподавателям и студентам нужно активнее заниматься научно-исследовательской деятельностью. Вот в этой части и должны произойти перемены.
Впрочем, это не говорит о том, что ишимцы будут меняться, а тоболяки, тюменцы отсиживаться. Мы должны двигаться одновременно. ТюмГУ – это определённые организационные, интеллектуальные, финансовые ресурсы, объединение предоставит нам всем больше возможностей для дальнейшего развития.
– Откроются в пединституте новые специальности?
– Ключевая миссия ишимского вуза – готовить кадры для системы общего образования, но по просьбе руководства муниципалитета произойдёт диверсификация образовательных программ. В конце 2013 года у нас состоялась встреча с главой Ишима, на которой Фёдор Борисович Шишкин сформулировал ряд предложений. Они касаются не только города, но и всего Приишимья, считаю их вполне разумными.
Какие специальности можно открыть в Ишиме? Безусловно, надо развивать прикладные образовательные программы, связанные с информационными технологиями. Любые учреждения, фирмы, организации нуждаются в системных администраторах, которые обеспечат работу серверов, локальных сетей, поддержку сайтов и так далее. Зачем для этого получать образование в Москве? Этой специальности можно обучиться и в Ишиме. В разных отраслях экономики востребованы специалисты по экологии и природопользованию, а у нас богатый опыт в подготовке таких кадров. Нужны менеджеры по управлению персоналом? Нужны, потому что на каждом предприятии есть отдел кадров. Можно организовать подготовку и таких специалистов. Экономика региона претерпевает изменения, и мы будем готовить для неё нужных специалистов.
Но основной задачей для пед-института, конечно же, остаётся подготовка учителей.
– Сокращение преподавательского состава планируется?
– Реорганизация не предполагает сокращение штата. Здесь всё зависит от бюджетных мест: если их становится меньше, то и персонал менее задействован. У нас есть желание пролицензировать новые направления подготовки, тем самым увеличить количество бюджетных мест. Полагаю, коллектив института сохранится. Но это вовсе не означает, что конкуренции внутри коллектива, его обновления не будет. Это естественные процессы, они шли до объединения, будут идти и дальше. Жизнь требует от нас вводить чёткие критерии для занятия преподавательских должностей: наличие публикаций, хоздоговорные работы, зачастую оценивается даже качество работ студентов. Разумное обновление должно происходить независимо от реорганизации.
– Ожидается ли уменьшение бюджетных мест для пединститута?
Сергей Шилов:
– Министерство в последние годы планомерно снижает количество бюджетных мест, для ИГПИ – на 10-20 ежегодно. Например, в этом году мы получили 310 бюджетных мест – на 18 % меньше, чем в предыдущем. Сократились места на очных и заочных отделениях. В этом нет трагедии, потому что уменьшение бюджетных мест гипотетически может дать рост среднего балла ЕГЭ, а следовательно, к нам придут более подготовленные абитуриенты. Ни для кого не секрет, что мы отчисляем много студентов, которые, поступив, уже на следующий день не посещают занятия – проблема качества стоит перед нами очень остро.
Валерий Фальков:
– Когда мы рассуждаем о сокращении и количестве бюджетных мест, то должны учитывать, что на самом деле сегодня, в расчёте на тысячу человек, в вузах России больше бюджетных мест, чем в лучшие советские времена. Но далеко не все выпускники школ могут обучаться в высших учебных заведениях: уровень функциональной грамотности не позволяет им освоить вузовские программы. Поступая в педвуз, нужно давать себе отчёт в том, что по его окончании придётся идти в школу. Если же вы получаете диплом учителя географии, а идёте торговать полотенцами, возникает вопрос: зачем государство тратилось на ваше обучение? В вуз должны попадать хорошо мотивированные, наиболее способные и подготовленные.
– Стоимость обучения увеличится?
В следующем учебном году стоимость изменится только на уровень инфляции, на сегодня это 5 %. Но для ишимского вуза это не так и актуально: на платной основе здесь обучаются 36 студентов-очников.
– Открытие новых специальностей предполагает изменения в преподавательском составе. Будете использовать местные ресурсы или пригласите тюменских преподавателей?
– Прежде всего, будут задействованы высвобождаемые преподаватели педспециальностей. Часть курса смогут читать тюменские профессора. Это нормально. К нам ездят из Нижнего Новгорода, Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска. Это идёт на пользу студентам. Преподавательский состав не может быть огромным по всем дисциплинам: у кого-то большой опыт, а кто-то новичок, и тут будет уместно пригласить специалиста из Тюмени.
– В чём основные плюсы в объединении вузов для студентов нашего института?
– В ТюмГУ хорошая материально-техническая база, современное оборудование для проведения исследований, на высоком уровне научная деятельность, работает десять диссертационных советов. Всем этим наравне с тюменскими студентами и преподавателями смогут пользоваться ишимцы и тоболяки. В университете порядка двадцати стипендий: помимо основных, есть банковские стипендии, стипендии попечительского совета, учёного совета университета, стипендии Оксфордского Российского Фонда и так далее. Во всех этих программах студенты смогут принять участие. Коллектив в пединституте хороший, думаю, у нас всё получится, а студенты от объединения только выиграют.
Станут ли выпускники этого года выпускниками ТюмГУ? Этот вопрос пока прорабатывается, а вот последующие выпуски на работу будут устраиваться уже с дипломами Тюменского госуниверситета.
Татьяна Тихонова.
Фото автора.