Продолжительная необычно холодная погода, конечно же, не благоприятствовала производственному процессу на животноводческой ферме индивидуального предпринимателя Александра Николаевича Матаева, действующей в Малиновке. С руководителем беседуем на эту тему, расположившись в тёплой бытовой комнате животноводческого комплекса, где в топившейся печи весело потрескивают дрова, а на стенах и потолке в сумраке играют огненные блики.
– Январские морозы больших проблем нам, слава богу, не принесли, – начал беседу Александр Николаевич. – Единственное – из-за щелей в воротах на окраинах коровника пристывал транспортёр-навозоудалитель, и мужики отдалбливали лёд ломами. Водопоение животных и молокопровод работали безотказно.
Затем собеседник отметил, что в феврале в хозяйстве наиболее низкие надои – так сложился производственный процесс. Из 140 коров потомство появилось у 20–30 %, остальные пока в запуске. Массовый отёл животных малиновцы ожидают в конце февраля – начале марта. В прежние годы у всего поголовья телята появлялись в декабре, теперь процесс сдвинулся на более поздние месяцы, потому как из-за морозов животных на прогулку в денник не выпускали длительное время, а содержали их отдельно от быка. Это, конечно, не лучший вариант, но изменить уже ничего нельзя. Поэтому за январь минувшего года на ферме получили молока в валовом весе 240 центнеров, а текущего года – 120.
А.Н. Матаев рассказал о рационе животных, и мы остановились на том, что уже много лет в Малиновке закладывают сочный корм, а точнее – силос. Это, безусловно, большое подспорье в производстве молока, но и затраты получаются немалые, поэтому на прибыль рассчитывать не приходится. К примеру, в 2013 году в хозяйстве высевали на силос кукурузу с овсом, но из-за засушливого июня «царица полей» хорошей массы не дала, и надежды не оправдались.
– Для нас главные расходные статьи – это плата за электроэнергию, за дизельное топливо, – продолжил беседу предприниматель. – Сейчас по первой из них в месяц платим 40 тысяч рублей при выручке за молоко 120 тысяч. Плюс заработная плата работникам, налоги – денег не хватает. Живём тем, что забиваем молодняк, продаём мясо, но и здесь большие сложности с реализацией. К примеру, Ишимский мясокомбинат только один день в месяц принимает крупный рогатый скот, разве мы успеем? И закупают по очень низкой цене, ссылаясь на то, что им выгоднее приобретать в качестве сырья мясо в бочках из-за рубежа по низкой цене и подготовленное к переработке: мы же члены ВТО. Конечно, мясо буйволов из Аргентины или кенгуру из Австралии, где лето круглый год, по себестоимости не сравнить с нашей говядиной, которую производим в зимних условиях с большими затратами. Но такова реальность. Пытаемся реализовать свою экологически чистую продукцию заезжим перекупщикам. Выращиваем молодняк и не знаем, кому и по какой цене его продадим.
Что касается кормовой базы, то Александр Николаевич уверен: расход сена, силоса, равно как и зернофуража, на 260 голов скота рассчитан до начала летне-пастбищного периода. Уже в марте животноводы надеются на более высокие надои, когда у всех коров появится приплод.
Животноводы на ферме в Малиновке в основном молодые. Но и в этом факторе, несмотря на преимущества, есть подвох. На сегодня из пяти доярок две – в декретных отпусках, а с кадрами на ферме сложно.
Другое дело – операторы по уходу за скотом, как за дойным, так и за молодняком. Тут полный порядок. Есть свои ветераны. К примеру, Владимир Михайлович Ишимцев четвёртый десяток лет верой и правдой, добросовестно трудится в животноводстве, подавая добрый пример молодым. Под стать ему и напарник – Андрей Николаевич Помелов, про которого верно можно сказать: «где родился, там и пригодился». Мужчины трудятся посменно и кроме того что в коровнике ухаживают за дойным стадом, на площадке откармливают молодняк. Поспевают всюду, а пока мы были там, ближе к полудню они привезли дроблёное зерно, чтобы поддержать животных. А.Н. Матаев отзывается о труде мужчин исключительно положительно.
Фото: Сергей СТЕПАНЮК