15 февраля 1989 года (25 лет назад) завершился вывод советских войск из Афганистана. На протяжении десяти лет наши воины с честью выполняли свой интернациональный долг в этой восточной стране. Накануне знаменательной даты в редакционном клубе деловых и интересных встреч побывали воины-интернационалисты Николай Григорьевич Среднёв, Юрий Владимирович Хрушков, Александр Александрович Циопа, Евгений Сергеевич Подлипай, Василий Анатольевич Печенев.
Река времени, не имеющая об-ратного движения, наполнила их жизнь после армейской службы новым содержанием. Появились семьи, дети. Как же быстро они растут! Надо постоянно работать, чтобы поднимать их, учить, отправлять во взрослую жизнь. Время всё дальше и дальше, новых забот всё больше и больше. Но остаётся память, которая устремляет в прошлое по первому зову сердца.
Школу жизни в Афганистане прошли 620 тысяч советских солдат и офицеров, 15 тысяч (по уточнённым данным – гораздо больше) воинов из СССР погибло на той необъявленной войне, несколько сот пропавших без вести. Более трёх десятилетий можно было анализировать, делать выводы и отвечать самому себе на вопрос:
–Стоило ли в 1978 году вводить советские войска на территорию чужой страны?
На первой встрече в редакционном клубе в 1988 году воины-афганцы отвечали утвердительно:
–Надо. Если не мы, то туда вскоре пришли бы американцы. А их «демократия» известна всему миру по примеру Вьетнама. Наша страна имеет границы с Афганистаном, ещё Ленин декрет о дружбе подписал, а друзьям в трудную минуту надо помогать.
Как же ответят на этот вопрос воины-интернационалисты спустя четверть века?
Николай Среднёв: Правильно ребята отвечали. Американцы не замедлили бы оказаться в стране, богатой ископаемыми, да ещё и рядом с границей СССР.
Евгений Подлипай: СССР был державой. С нами нельзя не считаться. От нашего присутствия афганцам была большая польза.
Александр Циопа: Программа оккупации Афганистана у американцев и тогда была, и сегодня есть. Они своего не упустят. Мы не с войной пришли в Афганистан, а защитить мирную жизнь в этой стране. Десять лет мы там продержались. В городе Кабуле Советский Союз строил школы, текстильную фабрику, больницы. Старались улучшить жизнь местного населения. Но было много противников из числа тех, кому война на руку.
Василий Печенев: В семидесятые годы однозначно – надо. И сегодня я считаю присутствие наших войск обоснованным, хотя некоторые моменты воспринимаются по-другому. Рано ушли мы оттуда.
Юрий Хрушков: И тогда, и сегодня мнение одно: наша помощь Афганистану была нужна.
Восток – дело тонкое. Эти тонкости ребята познали сполна. Их удивили бедность афганцев, нехитрое убранство жилищ, скрытность характеров мужчин, молчаливость афганских женщин, прятавших свои лица под паранджой. Кстати, "афган" – в переводе «молчание», «безмолвие». В одном ауле людей могло быть больше, чем во всём Сорокинском районе. Саманные дома, землянки… С местным населением уживались хорошо, помогали им во всём. Афганцы казались доброжелательными, улыбались… Так было днём, а ночью могли выстрелить в спину, если кто-то даст им за это денег.
Здравствуй, мама, я пишу
тебе письмо,
Здравствуй, мама,
всё, как прежде,
– хорошо.
Солнце светит – всё нормально,
Над горой встаёт туман,
Знаешь, мама, здесь не страшно,
Просто здесь Афганистан...
Перед армией будущие солдаты получили водительские права в СПТУ, в учебке их обучили военному делу. О том, что служить (а значит, воевать) будут в Афганистане, узнали заранее. Могли, по их словам, отказаться, но не сделали этого. Почему?
–Так были воспитаны, – отвечали наши гости. – Понятие о воинском долге получали от командиров, от своих отцов и дедов. У каждого в семье, в родне были участники Великой Отечественной войны. Ими гордились.
Хотелось быть достойными подвига и памяти дедов. В сороковые годы они были тоже совсем молодыми ребятами.
–Вы строили мирную жизнь в азиатской стране. В какой момент ощутили дыхание войны?
Александр Циопа: Да уже в первый день. «Вертушка», на которой нас доставили к месту назначения, поднявшись в воздух, была изрешечена пулями.
Юрий Хрушков: Я служил в провинции Газни – в центральной части Афганистана. Стреляли и в то время, и сегодня там неспокойно. В Интернете можно проследить за всем происходящим. Нет мира в этой стране, да и не особенно заметно, чтобы они к нему стремились.
Василий Печенев: За счёт войны и наркотиков живут.
–А как же крестьяне?
Александр Циопа: Такие же труженики, как и у нас. Хлеб им достаётся нелегко. Отсюда и промысел наркотиков. У них с этим проблем нет.
–Афганский героиновый наркотрафик приобрёл большой размах, его давление на Россию нарастает. Это ещё одна необъявленная война?
Николай Среднёв: Это большая беда для Востока и для Европы, всего мира. С нею надо бороться общими силами.
Боевое братство воинов-интернационалистов не утратило своего значения по сей день. Вместе они собираются не так часто, но благодаря компьютеру в курсе дел однополчан. Николай Среднёв бывал на собраниях в г. Тюмени. Евгений Подлипай в 2011 году был в Москве на праздновании юбилея полка. Когда приглашают на встречи со школьной молодёжью, ветераны афганской войны не отказываются. Своим детям стараются передать накопленный жизненный опыт. Рассказывая о ратных делах, непременно вспоминают отцов и дедов. Дед Александра Циопы в сороковые годы рвался на фронт. Сдерживающим фактором была так называемая бронь. Чтобы избавиться от этого бонуса судьбы, он взял на себя вину одного парня. Повоевал немного. Был убит в бою.
Внуки героев Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. тоже не прятались за чужими спинами. Александр Циопа был ранен, имеет награду. У Николая Среднёва медаль «За боевые заслуги» (участвовал в операции, уничтожил пулемётную точку), Евгений Подлипай награждён медалью «За отвагу» (увёл необстрелянных солдат с огневой точки, чтобы не погибли, сам вернулся туда).
Многие воины-интернационалисты имеют ордена и медали. Пятьдесят человек стали Героями Советского Союза.
–Защищая жизнь народа в другой стране, вы защищали интересы и своей страны. Как оцениваете отданный вами воинский долг?
Юрий Хрушков: Считаю, что мы выполнили его.
Александр Циопа: Надо было убрать там всех наёмников и создать нормальные условия для жизни простого населения. У них дети с шести лет в работе.
Николай Среднёв: Афганцы живут по своему календарю в тринадцатом веке. От современной цивилизации переняли и хорошо освоили только оружие. Здоровые мужики не работают на поле, не сеют хлеб, а сеют смерть. Мир сам по себе не может прийти в эту страну. И американцы не могут обеспечить им мирную жизнь.
Евгений Подлипай: Жалко наших ребят, погибших на этой войне. С Сашей Немченко служили вместе. Отличный был парень, надёжный товарищ. Жалеем, что так случилось, и гордимся им.
–Есть ли памятники советским воинам в Афганистане?
Василий Печенев: В нашу бытность в Афганистане мы встречали на дорогах, в горах памятные знаки, поставленные солдатами, оставшимися в живых, в тех местах, где погибли их товарищи.
Николай Среднёв: Через два дня будет открыт памятник героям необъявленных войн в с. Б. Сорокино. Мы этому очень рады, искренне благодарны Агееву Александру Николаевичу и Радаеву Юрию Дмитриевичу за оказанное содействие и поддержку в этом вопросе, а также всем, кто принимал участие в его оформлении.
Обелисков, монументов, памятников, возведённых благодарными афганцами в честь советских солдат, в Афганистане нет. Возможно, это произойдёт в будущем, когда придёт мир на многострадальную землю, когда сами афганцы разберутся, где зёрна, а где плевелы. А пока памятниками служат проржавевшие, разбитые на военных театрах БТРы, танки, другая техника. В некоторых местах (особенно на Саланге) её много. Значит, здесь были бои, была смерть.
Афганистан болит в моей душе,
И все, кого я встретил
и не встретил,
Пусть долго будут жить
на этом свете,
Как тишина на дальнем
рубеже...
Воины-интернационалисты, прошедшие армейскую службу, живут во всех бывших советских республиках. Большинство – в России. Сибиряки пользовались особым доверием. Они отличались мужеством, упорством, смекалкой, надёжностью и верностью долгу. Но каждый столкнулся и с трудностями в первые месяцы службы. Это связано с непривычными климатическими условиями, с природой (горы, пустыни) и с военной подготовкой.
–Какой же должна быть современная армия, способная защитить своё Отечество и оказать помощь дружественным странам?
Юрий Хрушков: Профессиональной. Чтобы служил не один год, как сейчас. За один год службы настоящим солдатом не станешь.
Александр Циопа: Совершенно верно. Армия должна быть оснащённой всеми видами современного вооружения. Смеёмся над американскими солдатами, когда слышим, что в числе их требований – биотуалеты и т.д. А ничего смешного нет в принципе. Солдат – это своеобразная машина. А в машине каждый винтик должен быть подогнан. Хорошая форма, отличная физическая подготовка, хорошая техника, здоровая и сытная пища...
Николай Среднёв: В царской армии срок службы – 25 лет. Сегодня он может быть меньше, но армия должна быть профессиональной, руководимой умными, талантливыми генералами и офицерами. Нужно, чтобы эта служба была оплачиваемой.
Евгений Подлипай: По такому принципу многие государства строят свои Вооружённые Силы.
Мы затронули в беседе разные стороны жизни. Воспоминания оживляли их лица, они возвращались в свою юность. Это, как говорят о них, воевавшие дети невоевавших отцов. Они знают цену миру.