Медиакарта
17:55 | 19 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Это – мы! «Геометрия счастья»

Это – мы! «Геометрия счастья»
14:05 | 18 февраля 2014
Источник:

– Как я люблю встречать Новый год! – воскликнула сорока Маня.

– Ещё бы! Всё вокруг превращается в зимнюю сказку! – согласилась наша пернатая знакомая Новостюха и заглянула под ёлочку. – Мань, это не ты мешок обронила?

– Вот и чудеса новогодние подоспели! – развела от удивления крыльями подружка. – Давай в него заглянем!

А мешок-то оказался не простой. В нём притаилась интересная история. Но прежде чем её узнать, сорокам предстояло всерьёз потрудиться, так как она была написана обрывками на конфетных обёртках. «Море! Красная дорожка! Тепло! Отпечатки рук! Аллея звёзд! Страшно! Бассейн! Канны! Коллектив! Трудно! Фестиваль!» – начала зачитывать вслух Новостюха.

– Так это ж всё про нас! – раздался незнакомый голос.

– Извините, а вы кто? – полюбопытствовала Маня.

– Алексей Усов, руководитель театральной студии «Этюд». В 2013 году мы участвовали в международном фестивале детского творчества в Каннах. Заняли первое место!

– Вы-то нам и нужны! – обрадовались подружки. – Рассказывайте скорее! Только, чур, всё по порядку!

– Наша история началась восемь лет назад, когда мы с Еленой Воробьёвой приехали в Тюмень по приглашению театра кукол. И вдруг нам поступает ещё одно предложение от директора детского центра «Алёнушка» Веры Коряковой – открыть театральную студию. Признаюсь, я был против, а Елена предложила: «Давай попробуем!» Вера Васильевна дала нам полную свободу. «Как считаете нужным, так и делайте!» Мы набрали детей и начали заниматься. Поначалу трудно было. Мы буквально нащупывали: что хотим, что можем. И вот спустя полтора года поставили первый спектакль «В поисках сказки». Там были очень яркие персонажи – суслики. Они настолько полюбились ребятам, что мы их выделили в отдельный сценический номер.

– Проходят ли отбор дети, прежде чем попадут в ваши талантливые руки?

– Никогда! Есть дети, которым дано от природы, но многие достигают успеха своим трудом. Только время и труд покажут, каким этот ребёнок будет на сцене. Сейчас у нас занимается двадцать пять детей. Это не много и не мало.

– И что все мечтают стать актёрами? – захлопала крыльями Новостюха.

– Нет, конечно. Да мы и сами не ставим перед собой такую задачу.

– Что даёт ребёнку театральное искусство?

– Более тонкое ощущение мира. Многие родители приводят своих детей, чтобы те стали внутренне свободнее. В этом году у нас блестящий набор! Настолько яркие дети, что мы срочно двигаем на конкурсы среднюю группу «Явление», так как младшие уже наступают им на пятки.

– Алексей, как долго вы шли к своему первому конкурсу и победе?

– Полтора года. Это был городской конкурс «Юный Морозко». Вот с него всё и началось: городские, областные, региональные, российские теперь уже и международные конкурсы.

– И всегда побеждали?

– Случаются и неудачи, но лишь по техническим причинам, когда не предоставляют нужную нам площадку – «чёрный кабинет»: это когда всё рабочее пространство затягивается чёрной тканью. Мы даже шутим иногда: чтобы хорошо приготовиться к экзамену, надо выключить свет. Настолько комфортно наши ребята чувствуют себя в полутьме в чёрных майках.

Недавно мы подготовили первый номер в «белом цвете», ездили с ним в Питер. Это был суперфинал фестиваля «Салют Талантов», где соревновались лучшие из лучших: дипломанты первой степени и призёры Гран при. Мы до последнего сомневались – достанется ли нам победа. Дебют прошёл успешно – первое место!

– У вас достаточно бурная фестивальная жизнь.

– Каждый фестиваль – это шаг вперёд! Собираясь на конкурс, мы с Еленой каждый раз стремимся поднять планку. Отрадно становиться лучшими среди сильнейших. Когда ездили на фестиваль в Канны (от автора: май 2013 год) думали, что это запредельно! А привезли оттуда диплом победителя!

– Ах! Вы, счастливый человек! – мечтательно протрещала Новостюха, прикрыв глаза. – Были в Каннах!

– Да, это была незабываемая поездка! Мы специально выбрали автобусный тур и проехали через всю Европу – наша поездка заняла семнадцать дней. Мы попали в сказку! В Каннах жили в пятнадцати минутах от побережья, Это было начало мая. У нас в России ещё достаточно холодно в это время года, а здесь – тёплое лето!

– Для ребят Канны было серьёзным испытанием?

– Безусловно. В Тюмени нам редко удаётся выступать на большой сцене. А потом мы впервые были за границей. Дети ехали и понимали, что на них лежит большая ответственность. Кроме того им психологически тяжело быть вдалеке от родителей. справляться с волнением перед сценой. Но они справились. У нас был смешной случай. Мы возили на фестиваль номер «Дело в шляпе», где главное действующее лицо – некий образ в виде шляпы, бабочки и рук. И вот мы останавливаемся в Германии, дети – выскакивают из автобуса и начинают бегать, а наши встали в сторонке и стали водить руками. Многие не поняли, что происходит. А ребята из процесса не выключались ни на минуту. Оттого и такой высокий результат.

– Алексей, раскройте секрет: почему в ваших постановках отсутствует «слово»?

– Если хотите – это наша фишка. Нам важен язык предмета: у нас кукла разговаривает своими действиями.

– Большинство ваших номеров заставляет думать: «Оглянись», «Возвращайся поскорее», «Геометрия счастья». А ребятам понятен смысл историй, которые они переживают на сцене?

– Каждый рассказывает свою историю то, что в их возрасте понятно. Оригинальный жанр тем и хорош, что каждый понимает его по-своему. Я думаю, воображение любого человека, будь то взрослый или ребёнок, понимает искусство ровно на столько, насколько его душа отзывается. А потом мы затрагиваем понятные темы для ребят: про семью, любовь, счастье, про отношения.

_– Когда смотрела «Возвращайся поскорее», я, признаюсь, не могла сдерживать слёз. Он на меня просто магически подействовал. Теперь мне понятен смысл вашего диплома «Лучший режиссер фестиваля». – призналась Новостюха. – Вы знаете секрет своего успеха? _

– У нас прекрасный тандем с Еленой Воробьёвой. Главный наш принцип – нигде ничего не брать. Все идеи из собственной головы и от сердца. Некоторые номера я задумывал на конкретных исполнителей. Я вижу, что под силу тому или иному ребёнку. А секрет заключается в том, что на одной режиссёрской постановке не вытянуть, так как это дети, а не профессионалы. Номер просто не будет жить, если артисты в него не привнесут своё. У нас всегда с ними идёт диалог. Дети предлагают много своих идей. Они думают, фантазируют. Наши номера живут до тех пор, пока есть творчество, пока все мы привносим в них свои истории.

– Ваши ближайшие планы?

– Участие в международном фестивале-конкурсе «Звезда Пекина». Сейчас с нами работает хореограф Ольга Одинцова. Надеемся, что в Пекине мы покажем не только театральное искусство, но и выступим в совершенно новом для нас направлении – хореографии.

Автор: Оксана ГОСТЕВА