Живёт в д. Бушминой участник Великой Отечественной войны Фёдор Егорович Тунгусов. 15 ноября ему исполнилось 86 лет. Позади у него большая и очень нелёгкая жизнь. Нет, геройских подвигов на войне он не совершал. Да и весь его боевой путь насчитывает меньше недели. А потом были долгие годы немецкого плена в концлагере возле села Буртенбанк, что находился в западной части фашистской Германии. И всё это время родные, получив известие о том, что он пропал без вести, считали Фёдора погибшим.
Впрочем, расскажем обо всём по порядку. Родился Фёдор вторым ребёнком в крестьянской семье Егора Михайловича и Аксиньи Константиновны Тунгусовых.
Вели родители единоличное хозяйство, сеяли хлеб, лён, коноплю, растили картофель и овощи, держали лошадей, коров, свиней и домашнюю птицу. Но богатства своим трудом не нажили. Только пятерню поднимали. Сейчас, правда, кроме Фёдора Егоровича, в живых из сестёр и братьев осталась родившаяся после него сестра Матрёна, которая живёт у детей в г. Семипалатинске.
Когда в Бушминой в 1930 году образовался колхоз, который назвали именем К.Е. Ворошилова, родители Фёдора одними из первых вступили в него и свели в общее стадо свой скот. Надеялись они, как и многие другие жители деревни, на сытую безбедную жизнь при коллективном хозяйстве. Однако, колхозы создавались, как оказалось, в первую очередь для того, чтобы изымать результаты труда крестьян: хлебосдача, поставки молока, мяса - государству, а взамен – трудодни.
В 1932 году пошёл Фёдор в деревенскую начальную школу. Деревня была тогда большая, больше полусотни учеников насчитывалось в четырёх классах. Через четыре года отучился и в колхоз.
22 июня 1941 года в д. Токари отмечался праздник - вознесеньев день. Тогда, хоть это и не поощрялось властями, религиозные праздники отмечались поочерёдно в разных деревнях, жители соседних деревень ездили друг к другу в гости. Бушминцы обозом ехали на праздник, а в Птицком их остановили. И тут они узнали от председателя сельисполкома, что началась война.
По словам Фёдора Егоровича, первым из Бушминой ушёл на фронт Герасим Семёнович Тунгусов, а всего за годы войны ушло воевать не меньше сотни мужиков и парней. Только из семьи Макара Григорьевича Тунгусова ушло на фронт четыре человека: сам хозяин и трое его сыновей, Дмитрий, Иван и Фёдор, и ни один не вернулся. Впрочем, об этом Фёдор узнал уже после войны, когда возвратился домой, поскольку 19 декабря 1941 года пришёл и его черёд идти на войну.
Конным обозом доставили призывников до Ишима, переодели в военное обмундирование - и в Синицынский бор, в землянки. Началась военная подготовка. Затем перевезли на ст. Называевская, где до мая 1942 года продолжалась учёба.
Затем эшелоном доставили в г. Горький, где сформировали отдельный 811-й стрелковый полк, переправили через Волгу на защиту Сталинграда. Как раз начиналось наступление немцев, а с ним и знаменитая битва за город на Волге. Двадцать восьмого июля 1942 года рота охранения, где находился и Фёдор Егорович, на подступах к Сталинграду попала под танки и автоматы немецкой махины. С винтовкой и пятью патронами на бойца рота сопротивлялась недолго. Большая часть полегла, а оставшихся в живых немецкие автоматчики забрали в плен. Раненых и тех, кто пытался сопротивляться, попросту пристрелили. Так для Фёдора закончилась битва с врагом и начались долгие почти три года плена.
На ближайшей железнодорожной станции пленных загнали в вагоны, и через несколько дней они оказались в концлагере возле с. Буртенбанк. Лагерь был интернациональным. В отдельных бараках жили пленные поляки, французы, русские, а позднее появились англичане и американцы. Кстати сказать, именно американцы 25 апреля 1945 года освободили всех пленных и в первый раз по-настоящему досыта их накормили.
Но это всё было потом, а тогда, по приезду в концлагерь, начались тяжкие испытания. Людей буквально морили голодом: на день выдавалось 200 граммов хлеба наполовину с опилками и поварёшка бурды, в которой не каждому доставался кусочек картошки или свекольного либо капустного листа. Люди умирали как мухи. Фёдор, и так-то небольшой, дошёл до того, что весил менее 30 килограммов. Ждала и его гибель от истощения, но тут стали набирать бригаду лесорубов. Выбора особого не было, брали всех, кто пожелает. Так, Фёдор Тунгусов попал на лесозаготовки. И тут жизнь пошла другая. Давали ежедневно по 500 граммов хлеба, варёный картофель и по 25 граммов жиров. Под руководством немца - бригадира валили ёлки и пихты, разделывали на двухметровки и вытаскивали на себе к дороге. А там лес грузили на машины и увозили на переработку.
Так продолжалось до весны 1943 года. Фёдор немного поправился и тут его отдали в работники на ферму. Днём ухаживал за скотом, убирал навоз, косил и возил на корм коровам клевер, откачивал в бочку на колёсах навозную жижу и увозил на поле, а на ночь возвращался под конвоем в концлагерь. Хорошо было тем, что хозяйка кормила досыта, понимала, что от голодного работника толку мало.
Работал бы и дальше у этой фрау, да где-то подцепил малярию. Немец-врач распорядился отправить его в больницу, где Фёдора вылечили, а может, помогла тяга к жизни молодого организма.
Вновь вернулся в концлагерь, но место батрака уже занял другой. Направили Фёдора к другой хозяйке, а через какое-то время - и к третьей. Мужья у них воевали на восточном фронте, так что хозяйничали женщины. А они, как известно, добрее, чем мужчины, хотя за людей своих батраков не считали.
Американцы собрали всех бывших советских солдат, посадили на «Студобеккеры» и увезли в другой лагерь, что находился в зоне советской оккупации.
Особисты и «смершевцы» всех не на один раз допросили, а потом сказали: «Ждите команду». Это было уже на территории Венгрии. Как-то построили всех на плацу и стали выкликать. Услышал Фёдор свою Фамилию, вышел. Человек 500 набралось. Построили, и старший лейтенант объявил: «А теперь будете дослуживать свой срок службы!».
Через год, весной 1946, из Венгрии часть перевезли в Севастополь. Там в марте 1947 года и закончилась воинская эпопея бушминского колхозника Ф.Е. Тунгусова.
Вернулся домой, а дома встретила его мать. Отец в войну за неосторожное слово попал в тюрьму да там и сгинул. В 1943 году умерла старшая сестра Августа, надорвавшись на тяжёлой работе. Как на бывшего пленного, в деревне на него косились. Такая в то время была официальная политика. Трижды местные органы НКВД трясли, но всё обошлось. В 1950 году женился на Марии Кузьмовне Шешуковой, которая родила ему четверых детей, правда, один ребёнок умер совсем маленьким.
Сейчас все они уже взрослые, живут своими семьями. Дочь Нина проживает в Бушминой, Николай с семьёй - в Птицком, ещё одна дочь, Екатерина, – в Тобольске. Как похвалился Фёдор Егорович, у него с женой 6 внуков, одна внучка, три правнука и одна правнучка. Так что род Тунгусовых продолжается.
Оба они с женой всю жизнь трудились в колхозе, совхозе, в основном в животноводстве. Марии Захаровне в январе исполнилось 87 лет, хворей разных с годами набралось. Прежде держали Тунгусовы хозяйство немалое, а теперь только кошка да собака остались. Доживают свой век в родительском доме Фёдора Егоровича. А матери его выпала долгая жизнь, до 93 лет дожила Анисья Константиновна.
А ещё стоит отметить, что справедливость в нашем обществе всё-таки настала. Предателями и изменниками Родины были немногие, а в немецком плену побывали миллионы. Сегодня Фёдор Егорович по праву носит звание участника Великой Отечественной войны. И очередной юбилей Победы, до которого он надеется дожить, будет и его главным праздником.
Геннадий ГИЛЛЬ
Фото Александра Чаринцева