Медиакарта
5:56 | 13 апреля 2021
Портал СМИ Тюменской области

Железные дороги как двигатель экономики

Железные дороги как двигатель экономики
10:38 | 20 февраля 2014

Вопросы транспортного обеспечения Уральского федерального округа обсуждались 18 февраля в Тюмени на выездном заседании научно-технического совета (НТС) ОАО «РЖД» под председательством президента компании Владимира Якунина.

В совете приняли участие полномочный представитель Президента РФ в УФО Игорь Холманских, губернаторы Тюменской области Владимир Якушев, Ханты-Мансийского автономного округа Наталья Комарова и Ямало-Ненецкого – Дмитрий Кобылкин, а также представители федеральных и региональных органов власти, научных организаций и ведущих компаний-грузовладельцев.

Открывая заседание, президент ОАО «РЖД» отметил, что уже несколько лет на Свердловской железной дороге увеличивается объем грузоперевозок. Это связано, по мнению Владимира Якунина, с наращиванием добычи углеводородов и развитием экономики Тюменской области и автономных округов.

В ближайшие годы грузов для перевозки станет еще больше. Учитывая планы наращивания производственных мощностей предприятий трех субъектов Федерации, объемы грузов только нефтехимической промышленности к 2020 году вырастут в 1,6 раза. Железнодорожная инфраструктура должна успевать за развитием экономики, считает глава «Российских железных дорог». Особенно это касается Свердловского подразделения компании, которая обслуживает наиболее динамично развивающиеся регионы страны.

Участники заседания рассмотрели несколько аспектов проблемы. В том числе вопросы увеличения пропускной способности ключевых участков пути. Барьерами для грузового потока, с точки зрения специалистов РЖД, являются участки однопутного движения. К примеру, участок Тобольск – Сургут на 50% является однопутным, а дистанция Сургут – Коротчаево полностью состоит из одного пути. Это намного снижает скорость прохождения составов, которые вынуждены пропускать встречные поезда, простаивая в тупиках.

ОАО «РЖД» в 2014 году направит на совершенствование инфраструктуры участка Тобольск–Сургут Свердловской железной дороги 10,2 млрд рублей – на участке будет построено более 38 км вторых сплошных путей.

Снижает эффективность железной дороги и отсутствие электрификации отдельных отрезков, недостаточная инфраструктура узловых станций (в Тюменской области это – станция Войновка). Обсуждалась также тема строительства Северного широтного хода.

Губернатор Владимир Якушев остановился на вопросе организации пригородного сообщения. Он подчеркнул, что в условиях роста трафика на автомагистралях многие тюменцы отдают предпочтение железнодорожному транспорту для передвижения между муниципалитетами области. Есть потребность, значит, должны быть созданы условия для их удовлетворения, считает глава региона, включая число электричек, маршруты и все удобства для людей.

Препятствием на пути развития пригородных пассажирских перевозок стало ограничение приказом Минтранса дальности маршрутов пригородных электропоездов двумя сотнями километров, считает глава Тюменской области.

«Это не отвечает реалиям нашего региона, – отметил Владимир Якушев, – где расстояния между населенными пунктами гораздо больше. В результате людям приходится пересаживаться с одной электрички на другую, чтобы доехать до места назначения». Губернатор предложил рассмотреть возможность увеличения расстояния, на которое могут ходить электрички.

Поскольку эти ограничения связаны только с государственным тарифообразованием на железной дороге, то Владимир Якунин выдвинул встречную идею – урегулировать проблему на уровне руководителей ОАО «РЖД» и регионов.

Тюменский губернатор также обратил внимание участников заседания на то, что расширяя пропускную способность участка СвЖД Тобольск–Сургут–Коротчаево, не следует забывать и о развитии инфраструктуры более южного отрезка пути Тюмень–Тобольск. Иначе именно он может стать очередным «барьерным участком» для роста грузоперевозок.

На заседании научно-технического совета «РЖД» выступил представитель клиентов компании – председатель правления, генеральный директор ООО «СИБУР» Дмитрий Конов.

«Инвестиции, которые мы вкладываем в строительство новых мощностей и расширение производства на предприятиях в Тюменской области, Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком округах, – подчеркнул Д. Конов, – напрямую увеличивают объемы грузов, которые перевозит железная дорога. Меняется нагрузка на отдельные станции и участки пути, меняется и тип грузов (вместо сжиженных газов – полимеры)».

Все это, по мнению главы СИБУРа, создает новые условия деятельности и для транспорта. Растет конкуренция между железнодорожным и автомобильным транспортом, создаются предпосылки для большей маршрутизации перевозок (перевозка грузов по твердому расписанию) и так далее.

В таких условиях сотрудничество с СвЖД позволяет СИБУРу более четко соблюдать свои обязательства перед партнерами по бизнесу, что выгодно для всех участников процесса. Интересные перспективы, считает Дмитрий Конов, открывает перед холдингом и дальнейшее развитие железнодорожной сети Урала на Север, до порта Сабетта.

По завершении заседания НТС состоялось подписание соглашений между ОАО «РЖД», полномочным представителем Президента РФ в УФО и правительствами регионов.

Автор: Татьяна СТЕПАНОВА