Медиакарта
18:19 | 23 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Мария – кормилица и песенница

Мария – кормилица и песенница
08:26 | 24 февраля 2014
Источник: Наша жизнь

Женщина эта вызывает глубокое уважение. Нас, журналистов, восхищают её стойкость, жизнелюбие и активная гражданская позиция. Она нередко звонит в редакцию по какому-либо значительному поводу и всякий раз не забывает сказать доброе слово о достойных людях и о том, как важно, чтобы о них и их добрых делах знали в районе. При этом она всегда подчёркивает, что любит свою районную газету и прочитывает её от первой строчки до последней.

На этот раз появиться у Марии Егоровны Лавровой, участницы Великой Отечественной войны, был повод особый: 15 февраля 2014 года ей исполнилось 90 лет.

Уютный маленький домик в посёлке Новоселезнёво. Чистенький, ухоженный и очень скромный. Жильё, в котором вот уже много лет живёт Мария Егоровна, полностью соответствует характеру хозяйки. Он очень гостеприимен.

Подумалось: жаль, что М.Е. Лаврова, такой солнечный, добрый и позитивный человек, родилась зимой, когда и солнышко-то не греет. Говорят, что летом у неё во дворе и огороде просто цветочный оазис. Только и ждёт она, когда потекут ручейки, зажурчат, зазвенят своими трелями прилетевшие из тёплых краёв птицы. Весна, весна…Как поётся в той песенке в исполнении Любови Орловой:

Журчат ручьи, слепят лучи,
И тает лёд, и сердце тает…
И даже пень в апрельский день
Берёзкой снова стать мечтает…

Петь Мария Егоровна Лаврова очень любит. С детства, с юности. Считает, что песня всегда помогала в её несладкой жизни. И тогда, когда она была молодой в предвоенную пору, и когда пекла хлеб для солдат Великой Отечественной, и когда в одиночку поднимала четверых детей…Пела своим сильным голосом…И поёт сейчас. Смеётся: «Родня говорит, что без бабы Маши и застолье не то. Если не приду, не запою, так скучно за столом». Так-то.

ВОРОНЕЖСКАЯ ВОЛЬНОНАЁМНАЯ

Родом Мария Егоровна Лаврова из-под Воронежа. Теперь уж много лет прошло с тех пор, как она стала коренной жительницей нашего села. Не сохранилось в речи Марии Егоровны того воронежского говора. Мама её погибла, оставив маленькую Машу в девятимесячном возрасте сиротой. Но девочка выжила, выросла, превратилась в красавицу девицу, трудолюбивую и очень добрую. Работала Мария Егоровна много, с удовольствием, не отлынивая никогда ни от каких поручений. И казалось ей, что впереди большая и светлая жизнь, что трудности пройдут.

…С песнями шли они с девчонками и женщинами на работу, с песнями, превозмогая усталость, возвращались обратно. Песни пели разные. То вдруг придумают спеть «Утро красит нежным светом стены древнего Кремля…». Но всё больше народные песни пели – бередили они душу, трогали за сердце…

Война началась: «Вставай, страна огромная. Вставай на смертный бой с фашистской силой тёмною, с проклятою ордой!» Эта песня, как вспоминает Мария Егоровна Лаврова, будоражила, от неё наворачивались слёзы. Люди плакали от страшного горя, захватившего целиком всю страну. В 1942 году, когда Воронеж то оставляли наши, то захватывали немцы (полностью освободили город лишь в 1943 году), Марию Егоровну вызвали в военкомат. Запомнилось, как мужчина в военной форме наказал ей и другим девчонкам писать заявления о добровольном призыве в армию. Все заплакали, а он добавил: «Не плачьте. Вас зовёт Родина-мать». Так Мария Егоровна попала в роту вольнонаёмных. Уже на следующий день всех вновь прибывших перевели на казарменное положение, выдали форму. Двенадцать человек из числа женщин попали на автохлебозавод. Задача была одна – печь хлеб для солдат, защишавшихРодину.

– Переезжали с места на место, – рассказывает Мария Егоровна Лаврова. – Воронеж был занят немцами. Работали мы день и ночь. Под бомбёжкой, под пулями, свистящими вокруг, женщины занимались самым мирным трудом – они пекли хлеб для солдат. Казалось, что каждая хлебная булка была пропитана молитвами: «Берегите себя, солдатики. Пусть не возьмёт вас пуля немецкая. Гоните их прочь с русской земли…».

В роте вольнонаёмных, кроме пекарей, работали плотники, столяры, жестянщики. Много мирных профессий пригодилось на войне. Когда не было сил, на ум приходили строки из песен: «Жди меня, и я вернусь. Только очень жди…», «С берёз неслышен, невесом слетает жёлтый лист. Старинный вальс «Осенний сон» играет гармонист…». И люди пели, несмотря ни на что.

КУРСКАЯ ЗАЧИСТКА

Герцовка, Черкасское, Луханино, Лучки, Яковлево, Беленихино, Михайловка, Мелехово… Эти названия сейчас вряд ли что-нибудь говорят современникам. А более 70 лет назад здесь кипела страшная битва: в районе Прохоровки развернулось крупнейшее танковое сражение. Горело всё, что могло гореть, воздух был пропитан пылью, гарью и дымом от горящих танков, селений, лесов и хлебных полей. Земля была выжжена до такой степени, что на ней не осталось ни одной травинки. Лоб в лоб здесь сошлись советские танки и элита вермахта – танковые дивизии СС. Немцы планировали уже в скором времени взять Курск, но их планам не суждено было сбыться. Советские солдаты нанесли сильнейший удар немцам и сумели остановить рвавшиеся к Курску танки.

Когда всё стихло, на поле боя осталось лишь кровавое месиво. Для зачистки территории отправили вольнонаёмных, всех, кто мог двигаться.

– Люди лежали как снопы в поле, – рассказывает Мария Егоровна Лаврова. – Стояла летняя жара, солнце палило немилосердно, и от трупов шёл жуткий смрад.

Помнит Маруся, как выделили им участок «для зачистки» (слово-то какое! Оно, кстати, и сейчас употребляется воинами-интернационалистами, правда, в несколько ином значении, когда проводятся оперативно-войсковые операции в населённых пунктах по проверке документов, удостоверяющих личность граждан, досмотру помещений, построек и пр. – прим.автора). Выкопали они траншею и туда перетаскивали трупы советских солдат. Шесть долгих дней, показавшихся Марусе вечностью, они хоронили тех, кто ещё недавно мечтал о мирной жизни, мурлыкал песню в окопе и устало жевал кусочек военного хлеба…

«ПОГОРЕЛАСЬ»

Это слово я впервые услышала из уст Марии Егоровны Лавровой. Хорошее слово, но для современных людей непонятное. Но ей, Марии Егоровне, оно хорошо известно. Думаю, произошло оно от слова «горе», которое стало часто употребляемым в годы Великой Отечественной войны. Погорелась (с ударением на втором слоге) – значит пережила горе, оставила его в прошлой жизни.

Война для Марии Егоровны закончилась раньше победного мая, потому что встретила она свою любовь. Михаил Васильевич Лавров, молодой, красивый, статный офицер, заметил Марусю, заботился о ней и каждую минутку переживал за любимую. В декабре 1944 года Мария Егоровна выехала из части, отправившись на родину к родителям будущего мужа. К тому времени она уже носила под сердцем первенца. Сам Михаил вернулся с войны только в 1946 году. У Лавровых после войны родятся ещё трое детей. Муж уйдёт из жизни очень рано – в 1958 году. Он умрёт от ран. С тех пор Мария Егоровна Лаврова жила одна. Она больше не вышла замуж, одна подняла и воспитала всех детей.

ПОСЛЕ ВОЙНЫ

Когда закончилась Великая Оте-чественная война, семья Ларовых жила в Казахстане, потом переехала в Сибирь. Мария Егоровна всегда трудилась так, что её спрашивали: «Откуда берёшь ты, Маруся, силы?» А силы она черпала из собственного сердца. Некогда было думать о плохом, надо было воспитывать детей, кормить, обувать и одевать их. Поэтому и не чуралась никакой работы – была истопником, плотником-станочником, разнорабочей.

ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ

Смотрю я на Марию Егоровну Лаврову, маленькую сухонькую женщину и думаю: столько горя она хватила, а много ли было радости на её жизненном пути? Вряд ли. Но никто и никогда не слышал от неё и слова плохого, никому не жаловалась Мария Егоровна на свою тяжёлую жизнь. С 90-летием Вас, дорогая! Здоровья Вам! И пусть в Вашем добром сердце всегда звучит песня…

Автор: Тамара НОСКОВА