Как здорово возвратиться в первые школьные годы, почувствовать ту особую, неповторимую атмосферу каждодневных открытий и счастье от того, что учит человек с добрыми глазами. Из недр памяти возникли строки из милой песенки моего детства, и как славно, что не прервалась связь поколений, и современные младшеклассники также учатся в школе не только вычитать и умножать, по слогам читать слова, но и любить добрые книжки, быть воспитанными, любознательными, дорожить дружбой.
Такое впечатление осталось от посещения Башковской начальной школы, куда нас пригласил глава местной администрации Владимир Викторович Шестаков - за настойчивость ему отдельное спасибо, иначе мы не познакомились бы со смышлёными учениками и их добросердечным наставником.
После пронзительно-холодного ветра на верхнем этаже новостройки мы оказались в тепле, уюте, чистоте и тишине - шёл урок.
Школу посещают всего 15 детей, поэтому учащиеся первого, третьего и четвёртого классов занимаются вместе. Вторая классная комната переоборудована под столовую и игровую, в ней же проходят занятия по ИЗО и кружка «Ребята-мастерята». Заглянув в её открытые двери, мы увидели стол, покрытый белой скатертью. За ним ребята завтракают - горячий чай, бутерброды, печенье.
К нашему незапланированному визиту Наталья Ивановна Колмагорова отнеслась с пониманием. В Башковской школе она преподаёт уже 19 лет. Тоболячка окончила пединститут, и когда семья переехала в село, стала работать в начальной школе. Когда-то детей учили уму разуму трое учителей, потом двое, а сейчас Наталья Ивановна осталась одна.
-
Успеваемость неплохая, - говорит она. - Даша Кязимо-ва - круглая отличница, Настя Васильева тоже хорошо учится, а ещё занимается хореографией. Дети хорошие, любознательные, подвижные. Конечно, если сравнивать с моими первыми выпускниками, то дети стали другими, как и их родители, но уважение к школе, взрослым и учителю осталось. Ребята сейчас задают довольно сложные вопросы, и нам, учителям, нужно соответствовать их запросам. Кругозор и широта их интересов несравнимо больше, чем у тех, кто занимался ещё десять лет назад.
Я посчитала, что специфика малокомплектной школы требует и особых методических и организаторских подходов к учебному процессу, как оказалось – нет.
-
На занятиях, как и в большом классе, применяется индивидуальный и дифференцированный подходы, - пояснила Н.И. Колмагорова. - Есть предметы, которые можно объединить: это физкультура, ИЗО, технология, окружающий мир. А математикой, чтением и русским языком дети, естественно, занимаются самостоятельно, группами или сообща, если тема урока близкая.
Она пригласила нас в класс, познакомила с учениками, и под её чутким руководством мы проэкзаменовали ребят.
Первоклассник Серёжа Липчей выполнял письменную работу. Он написал предложение «Ёжик съёжился от ужаса» и прочитал его нам. Произносил текст медленно, по слогам, наверное, от волнения, но зато в тетрадке не было ошибок.
Третьеклассники самостоятельно занимались по теме «Безударные окончания существительных в единственном числе». Они списывали текст из учебника и выполняли задание. Отличница и умница Даша Кязимова сосредоточилась на выполнении задания. В её тетрадке - только пятёрки.
Самые старшие, четвероклассники, писали сочинение «О чём размышляет кот, сидя на окне» по картине Вилли Джеймса. Настя Васильева творческую работу уже завершила. Девчушка, бойкая и уверенная в себе, с выражением зачитала текст.
Юным башковцам нравится учиться, им интересно в школе, в чём мы сами убедились. Они общительные, позитивные, умеют ладить друг с другом, хотя коллектив разновозрастной, и всегда готовы помочь, похвалить товарища. Дети берут пример со своего учителя. Наталья Ивановна - опытный педагог и искренне любит их.
Школа для сельских ребят - гораздо больше, чем просто место, где можно получить знания по математике, письму и чтению. Там они занимаются творчеством, участвуют в праздничных представлениях, спортивных состязаниях.
Взрослые наставники поощряют их внеклас-сные интересы, гордятся пусть маленькими, но личными достижениями. И это очень хорошо. Вот Варя Сбоева и Даша Загваздина хорошо рисуют, а Гоша Тарасюк любит мастерить, а ещё с компьютером на «ты». Гена Газталиев научился шить. С маминой помощью он смастерил костюм лешего и в новогоднем представлении хорошо сыграл роль своего героя. Сам Гена поскромничал, это его соседка поведала: «Особенно всем понравились частушки, которые он в дуэте с бабкой-ёжкой пел». Многих из них можно назвать ребятами-мастерятами благодаря Татьяне Геннадьевне Рябцевой, которая учит младшеклассников рукоделию и мастерству. На выставке поделок «Дом Деда Мороза» мы увидели немало оригинальных композиций из теста, ваты, картона, и всё же самый красивый дом смастерил Захар Сидоров. Молодец!
Малокомплектный статус сельской школы, а таковых в российской глубинке огромное количество, выполняет главную задачу - здесь дают хорошее образование сельским ребятишкам вблизи родительских очагов. Радует, что техническая база школы понемногу обновляется: ребята сидят за новыми современными партами, да и спорт-инвентаря стало больше. Часто посещают Башковскую начальную школу - филиал Малозоркальцевской - директор Е.В. Шваб и завуч Г.М. Голуб. Юные башковцы уже знают, под чьим чутким руководством они будут получать полноценное среднее образование, и личное знакомство сгладит волнительный переход в большую школу.
Вера АНИКЕЕВА, фото Тимура КАРЫМОВА