Всегда считала, что в спецназ, как и в ВДВ, обычные парни попасть не могут. Туда берут лишь специально подготовленных, самых сильных и выносливых парней. Недаром этот род войск считается элитным. Но недавняя встреча с Александром Аристовым, директором спортивно-оздоровительного комплекса «Сибиряк» в п. Прииртышском, изменила моё мнение.
Невысокого роста, спортивного тело-сложения паренёк с застенчивой улыбкой, ничем не выделяющийся среди своих юных воспитанников, кадетов Прииртышской школы, и оказался бывшим спецназовцем. Вообще-то, как признаётся Александр, он мечтал стать десантником и готовился к этому важному шагу чуть ли не со школьной скамьи.
- Я учился в школе № 17 г. Тобольска. С детских лет везде занимался, перебрал много секций, пытался найти себя таким образом. Ходил на лыжные гонки, во дворе катался с друзьями на коньках, играл в футбол. Два года посещал секцию баскетбола, занимался каратэ, армейским рукопашным боем.
В конце 90-х практически во дворе нашей школы открылся военно-спортивный молодёжный центр «Россияне». Тогда все мы, дворовые пацаны, пошли туда, потому что это было модно. Нашими наставниками были основатель центра К.Ю. Шкилёв, А.В. Избенко. Оттуда, собственно, и все мои навыки.
-
А что больше всего было по душе?
-
Наверное, выезжать на сборы. когда живёшь по две недели в полевых условиях, ощущаешь себя в настоящей армейской среде. Или уходить в походы в лес, жечь костры, ставить палатки, играть в «Зар-ницу». Знаете, это незабываемые впечат-ления.
-
Наверное, когда ты выпускался из школы, уже имел спортивные разряды?
-
Раньше получить их было труднее. Помню, в военкомат я принёс стопку грамот по различным видам спорта начиная от лыж, настольного тенниса и заканчивая рукопашным боем, лёгкой атлетикой. Мне просто хотелось везде понемножку успеть, научиться всему.
-
И, конечно, мечтал после школы стать учителем физической культуры?
-
Тогда передо мной стоял выбор: либо идти в армию, либо получить образование. Я выбрал второе и стал студентом факультета физической культуры Тобольского пединститута. Пошёл на специализацию «лёгкая атлетика», поступил без проблем. Считаю, что мне помогла «россияновская» подготовка. Благодаря выносливости, я неплохо бегал на длинные дистанции.
Учёба в вузе многое дала не только в теоретическом плане, но и в практическом. Будучи студентом, я профессионально занимался лёгкой атлетикой в сборной г. Тобольска, выезжал на универсиады. До сих пор со многими преподавателями и специалистами контактирую, ведь мне как руководителю кадетского класса тоже приходится обращаться за помощью. Словом, сотрудничаем.
-
Как ты попал в спецназ?
-
В военкомат пришёл уже вполне осознанно. Я убеждён, что залог хорошей службы - это крепкое здоровье. А поскольку с этим у меня было всё в порядке - медкомиссия определила первую категорию, - то встал выбор рода войск. В военкома- те предложили пойти в спецназ ГРУ (Главное разведывательное управление). Отказываться не стал, тем более что в тот момент я уже работал в центре «Россияне», готовил мальчишек к будущей службе. А спецназ - это каста сильных и отважных людей.
Я попал в армию в тот период, когда призывать в вооружённые силы стали на год. Служил на Урале, в г. Асбесте, в 12-ой отдельной бригаде специального назначения.
-
Говорят, что спецназовцы занимаются 24 часа в сутки. Если честно, сильно напрягали?
-
Я бы не сказал. Всё зависит от подготовки. Не скажу, что было легко, но и не скажу, что тяжело, как иногда пишут и стращают.
Мне наука «Россиян» очень пригодилась. Я ведь пошёл служить уже в 23 года, и многие офицеры были младше меня. Полученные в центре навыки, знания плюс человеческие качества, характер позволили пройти армейскую школу без особых усилий.
Знаете, я не попал в десантуру, но тоже совершал прыжки с летательного аппарата. Прыгал пять раз.
Если уж говорить о десантниках, то в эти части берут крупных, здоровых, крепких ребят. А в разведку нужны сухие, выносливые, юркие парни, которые могут бежать 40-50 и даже 100 километров и выполнять боевую задачу. Нам часто говорили, что разведчика ноги кормят. Нет, я нисколько не жалею, что выбрал спецназ. И поэтому, когда меня после армии снова пригласили заниматься с будущими солдатами и поделиться опытом, пошёл не раздумывая. Отдохнул недельку - и снова к ребятам, в центр.
За эти годы Александр Аристов подготовил уже несколько поколений призывников. Кто-то уже отслужил, кто-то учится в высших учебных заведениях, кто-то ушёл в армию по контракту, но всем его подопечным военная наука помогла состояться как людям и солдатам.
Несколько лет назад бывшего спецназовца пригласили работать руководителем кадетского класса в Прииртышской школе. На занятия мальчишки приходят с удовольствием. А когда есть интерес, заметны и результаты. Прошлой осенью прииртышские кадеты вернулись с областных состязаний «Суворовский натиск» с третьим местом. Для ребят это не просто победа - хороший стимул. Больше всего Александра радует, что у пацанов есть огромное желание заниматься, что они стремятся чего-то достичь. Но он не устаёт повторять будущим защитникам Родины, что кроме всех физических навыков и качеств, нужны хорошие знания, поэтому учёба должна быть на первом месте. Настоящий кадет должен быть примером для других во всём.
Времени у руководителя кадетского класса, который не оставил занятия в центре, катастрофически не хватает. Несколько лет назад он стал директором спорткомплекса «Сибиряк». Практически все районные соревнования проходят там. Оценить преимущества сельской спортивной базы успели и многие городские организации, которые тоже бывают здесь.
-
Работы хватает. Хочется, чтобы поклонники здорового образа жизни находили для себя интересные формы отдыха, поэтому ищем, организуем, - улыбается мой собеседник. - Очень благодарен руководству районной администрации, которое поддерживает морально и финансово.
-
Честно говоря, - отвечает он на вопрос о хобби, - главное моё увлечение - спорт. Сам занимаюсь футболом, а в центре есть команда. Мы тренируемся, бе-гаем. Жена у меня тоже спортсменка - вместе катаемся на лыжах и коньках. Стараюсь и кадетов своих вытягивать. Не устаю им повторять, что для будущего солдата важен здоровый дух.
Клара КУТУМОВА,
фото Тимура КАРЫМОВА