Медиакарта
9:38 | 30 марта 2024
Портал СМИ Тюменской области

«Забытая война»

«Забытая война»
11:51 | 26 февраля 2014
Источник:

ДОСЬЕ: Александр ПЕТРУШИН – историк-краевед, кандидат исторических наук. Родился в деревне Новотроица Нижнетавдинского района Тюменской области. Больше четверти века занимается раскрытием «белых пятен» в истории Сибири. Особую известность получила серия его книг «На задворках Гражданской войны», на ней основан кинофильм «Господа офицеры: Спасти императора». Консультировал режиссера А. Кравчука при создании нашумевшего фильма «Адмиралъ».

Оказывается, на территории нашей области, в небольшом городке Ялуторовске, несколько десятилетий хранится уникальный архив – картотека «Бюро учета потерь на фронтах Первой мировой войны 1914-1918 годов».

Никаких комментариев от официальных лиц, разъясняющих, «что это было», не последовало. Но на вопросы, которые возникли у многих тюменцев, согласился ответить известный далеко за пределами области краевед, открывший немало «белых пятен» в истории нашего региона, Александр Петрушин.

Все прятали в Сибири

– Александр Антонович, как этот бесценный для каждого исследователя архив оказался в Ялуторовске?

– Создан он был во времена «холодной войны», в 60-х годах прошлого века. В ту эпоху мир был несколько раз на грани ядерной катастрофы, и руководство страны приняло решение спрятать в Сибири важные документы. В годы Великой Отечественной войны главная партийно-государственная святыня – саркофаг с телом Ленина – тоже хранился не где-нибудь, а в Тюмени. Так неподалеку от областного центра и появилось современное по тем временам здание, где были размещены в микрофильмах копии всех важных архивных документов из исторического и культурного наследия нашего Отечества. А картотека бюро потерь, думаю, попала в Ялуторовск из-за того, что свободных помещений в архивах Москвы и Санкт-Петербурга не хватало, а поскольку та война получила негативную партийную оценку, интереса историков к ней не было, и, чтобы эта 7701 огромная коробка с карточками не занимала место, решили отправить архив в Сибирь.

– Есть никем не оспоренные, официальные данные потерь русской армии в Первую мировую войну – 1,8 млн человек. И вдруг нам говорят о 7,7 миллиона карточек. От нас и тогда скрывали истинные потери?

– Нет, не скрывали. Дело в том, что военные потери делятся на два вида: безвозвратные – это убитые и санитарные – это раненые. Раненого доставили в госпиталь, вылечили и снова отправили на фронт. Приведу пример из литературы. Герой романа Шолохова «Тихий Дон» Григорий Мелехов 12 раз был ранен. Значит, на него было составлено и ушло в этот архив 12 карточек.

– Я понимаю, что ялуторовский архив был секретным объектом. Но неужели не только рядовые граждане, местные власти, а даже историки не знали про его существование?

– Это был объект, напрямую подчиняющийся Федеральному архивному агентству. Историкам доступ туда был закрыт. Все держалось в секрете.

– Значит, поскольку войны не случилось, этот секретный архив все годы лежит, никому не нужный, как склад?

– Приведу один пример. Когда случились в 1969 году события на острове Даманский, стороны конфликта договорились вернуться к условиям Нерчинского договора 1689 года между Россией и Китаем. А документ найти не могли. Обратились в Ялуторовский архив, который и помог снять серьезные пограничные споры между двумя солидными государствами. Знаю, что руководителя этого архива наградили медалью «За охрану государственной границы СССР».

– Сейчас к картотеке бюро потерь откроют широкий доступ?

– Могу процитировать спикера российского парламента: «Прошу проработать возможность реализации проекта по оцифровке карточек и изданию Книги памяти», – заявил он. Это было бы прекрасно. Но я даже не представляю, сколько томов понадобится для размещения такого огромного объема информации.

Расстрелянные герои Отечества

– Наши историки называют Первую мировую войну «забытая». Даже к круглой дате – столетию с ее начала – ничего особенного не происходит. У нас в области нет ни одного памятника, монумента, связанного с этими событиями, ни одной улицы не названо именами героев. Почему?

– Причин здесь много. Любое историческое событие надо оценивать, чтобы извлечь уроки. Какой мы будем войну показывать? Она что, уже не будет империалистической, захватнической? Тогда какой? На кого спишем поражение России в этой войне?

Известно, что вступление России в войну было встречено с большим патриотическим подъемом. Многие шли в армию добровольцами. Мобилизация прошла, как говорится, «на ура». Свыше 15 миллионов встало под ружье. А затем крах, развал фронта и революция. Значит, надо объяснить причины.

А чем будут объяснять разделение армии на два, как минимум, лагеря – красные и белые? Они все – участники войны. И лидеры белого движения, и красные командиры. Был героизм русских солдат и офицеров. А судьба их какова? Берем охрану царской семьи в Тобольске – 200 человек, все Георгиевские кавалеры, все герои Отечества. Я знаю, что некоторых из них в 1937-м расстреляли только за то, что они охраняли царя.

Вы говорили про памятники. Есть один, он стоит на бывшем Затюменском кладбище. Это памятник всем, кто был расстрелян в подвале здания отдела НКВД на улице Семакова и тайно похоронен. А там все офицеры, все участники Первой мировой вой- ны. Было так называемое офицерское дело. Называю одну из жертв этого дела – Коновалов Валентин Георгиевич, 1888 года рождения, бухгалтер ФЗУ «Тюменская судоверфь». Арестован, осужден, расстрелян в Тюмени 3 ноября 1937 года. Полный георгиевский кавалер. Инвалид. Без ног. Эту трагедию мы покажем?

– Значит, нужно хотя бы сейчас об этом больше рассказывать, увековечивать память о таких людях.

– Конечно, нужно. У меня как историка, краеведа есть любимый герой, который имеет отношение ко всем войнам – Первой мировой, гражданской и Великой Отечественной. Это Павел Афанасьевич Россомахин. Родился в Тюмени. Стал народным учителем. Пошел добровольцем на войну. Награжден всеми царскими орденами. Добровольцем вступил и в Красную армию. Награжден был орденом Красного Знамени. Создал в Тюмени краеведческий музей. Когда наши безбашенные активисты со страстью взрывали церкви, он старался помешать этому. Летом 1932 года, когда взорвали два храма – Благовещенский собор и Успенскую церковь, он подал в суд на руководство Тюменского горсовета. И, представьте, выиграл. Все, что у нас осталось, – это он фактически спас. Великую Отечественную войну закончил полковником, добавив к имеющимся наградам еще четыре ордена. Умер он в 1956 году, оставил 253 своих художественных этюда. Удивительно, но ни в одной картине нет ни одной батальной сцены. Он ненавидел войну, как и многие герои.

Справка

В бюро примерно 7,7 млн карточек, в каждой из которых зафиксированы подробные сведения о военнослужащем, начиная от его биографических данных и заканчивая информацией о том, где и когда он был ранен или убит, попал в плен или пропал без вести. Возможно, о картотеке никто, кроме узкого круга «больших людей», и не узнал бы еще многие десятилетия. Но в регионе недавно побывал председатель Госдумы РФ Сергей Нарышкин, и эта озвученная им новость стала сенсацией.

Юрий ПАХОТИН