23 февраля ветеран журналистики Роза Михайловна Ковяткина встречает свой юбилей. Во всём облике – в подтянутой осанке, в гордом повороте головы и высоко поднятом подбородке, в уверенном голосе – она прежняя. Редактор районной газеты, имеющий высокое звание «Легенда Тюменской прессы», наставник многих, теперь уже опытных, журналистов.
Сколько бы раз мы с ней не общались, я всегда восхищаюсь её умению рассказывать. Она отмечает мельчайшие детали происходящего, не важно, в далёком прошлом это было или в настоящем, какие-то особенные черты, характеристики, замеченные её цепким взглядом. И понимаю – это черта журналиста с большой буквы, присущая немногим.
С возрастом она всё чаще вспоминает прошлое, детство, юность в годы войны, свои истоки.
– Я родилась в семье учителя Михаила Михайловича Ковяткина в селе Калмакское Армизонского района, – рассказывает Роза Михайловна. – Село большое было. Я хорошо помню, когда прошли раскулачивание и мобилизация колхозов, здесь было образовано три колхоза. А какая стояла семиглавая церковь-красавица! К тому времени, когда я подросла и стала что-то понимать, она уже была закрыта. Дядька какой-то деревенский имел ключи, открывал, иногда приезжал священник. Тогда ещё люди по традиции в церковь-то ходили. Помню, как раскулачивали в деревне самое крепкое хозяйство. Когда местная власть устроила распродажу имущества разорённого семейства, бабы плакали. Только позднее я поняла, почему. Односельчане лишались настоящего крепкого хозяина, который мог выручить в трудный момент, дать взаймы продукты, вещи. Причём, никогда не требовал денег, их и не было у бедняков. Отрабатывали мужики на посевной да уборке.
Семья у Ковяткиных была многодетной – семерых детей растили. Мама, Лукерья Кузьмовна, в отличие от отца была малограмотной, занималась домашним хозяйством, детьми. Отец был единственным кормильцем. Его уважали в селе, дети на уроках робели и слушали каждое слово учителя. А дома между родителями было взаимопонимание и уважение. Мама понимала отца с полуслова, он её ни разу не обидел, не оскорбил. Дети воспитывались на примере старших. Почти все пошли по стопам отца, став педагогами.
Роза Михайловна помнит, как однажды она не выучила урок по зоологии. Отец несколько раз поднимал дочь, спрашивал пройденную тему и, хотя она уже знала новый урок, всё равно ставил ей «неуд». Пока Роза не выучила всё.
– Раз и навсегда я запомнила это правило, которое стало руководством на всю жизнь, – говорит она, – нельзя оставлять любое дело на полпути незавершённым, невыученным. Всегда нужно достигать поставленную цель.
Война вмешалась в привычный уклад жизни людей неожиданно. Розе пришлось экстерном окончить десятилетку, пойти на курсы учителей. В семнадцать лет она встала к учительскому столу в селе Полозаозерье Бердюжского района. Днём работала в школе, вела уроки, а вечером в качестве агитатора и политорганизатора шла к людям, рассказывала о последних сводках с фронта, рисовала плакаты, писала листовки. Председатель сельского Совета в решении первостепенных вопросов села опиралась на мнение учителей, многие члены прежнего исполкома ушли на фронт. В трудовую армию забрали и Михаила Ковяткина, на фронт он уже не подошёл по здоровью и возрасту. На всю жизнь запомнила Роза свою поездку к больному отцу на Омский тракторный завод. Невыносимые условия жизни и труда голодных измождённых рабочих и сейчас будоражат память. Ещё одно воспоминание – о прибытии на сибирскую землю детей из блокадного Ленинграда в 1941 году. Тогда Роза Михайловна была по учительским делам в Казанке. И наравне с заведующим Районо, учителями, принимала замёрзших ребятишек с поезда и усаживала в обоз. Через несколько дней седовласого старика – заведующего Районо – хоронили всем селом. Он простудился на перроне, отдав ребятишкам – кому шапку, кому телогрейку.
Именно тогда, в годы войны, в ней проявились организаторские способности. И совсем не случайно в 1948 году райком партии направил активную, неравнодушную комсомолку Ковяткину, к тому времени уже окончившую Тюменский педагогический институт, на очередной «прорыв» – организовать работу районной типографии и редакции. Тогда говорили, временно. И она собиралась вернуться в школу, как только подыщут другую кандидатуру. А пока взялась за работу с присущей ей ответственностью – сама начала писать короткие заметки, бежала в райком и напрашивалась в поездку по району с секретарём райкома, чтобы самой быть свидетелем посевной кампании, уборочных работ. Её личное, журналиста, мнение чувствовалось в каждой корреспонденции. Самой пришлось подбирать кадры литсотрудников, крутильщиков, верстальщиков. Не каждый мог справиться с работой в типографии. Газету приходилось печатать поздним вечером, а то и ночью при свете керосиновой лампы, вручную собирали верстальщики из свинцовых буковок строки, выкладывая верстатки, из которых потом получалась двухполосная страница газеты. Печать была тоже ручная.
С тех пор жизнь и судьба Розы Михайловны Ковяткиной связана с печатным делом. Тринадцать лет отдано газете в Бердюжье. В 1962 году, когда началось очередное упразднение и укрупнение районов, в Бердюжье газету закрыли. В это время Роза Михайловна поехала учиться в высшую партийную школу в Новосибирске, забрав с собой детей. Через четыре года она вернулась уже дипломированным специалистом. За годы учёбы, по её выражению, прослушала курсы от «мыловарения» и «металловедения» до философии и «политэкономики». А уж о агрономии и зоотехнии она знала многое, на равных вела беседу со специалистами сельского хозяйства. И всегда уверена – журналист не имеет права рассуждать в своих статьях о вещах, с которыми он совершенно не знаком. В 1965 году Роза Михайловна была направлена редактором в Голышмановский район. Снова пришлось начинать «с нуля» – деревянное здание типографии сгорело из-за небрежности уборщицы. Вместе с ним – всё печатное оборудование, шрифты, многие архивные материалы, прежде всего, подшивки районной газеты.
За пятнадцать лет её руководства наша газета стала любимым печатным изданием для жителей района, всегда имела неповторимый стиль, в полиграфическом исполнении и в журналистском видении жизни. У Розы Михайловны богатый жизненный и профессиональный опыт, мастерство журналиста и талант руководителя творческого коллектива. Она – член Союза журналистов, награждена Орденом «Знак Почёта», знаком «Легенда Тюменской прессы». Она продолжает живо интересоваться творческой кухней сегодняшней районки, областной прессы, со свойственной ей критичностью анализирует газетные корреспонденции. С любопытством и интересом читает современную публицистику, с удовольствием перечитывает произведения местных авторов. В своё время Роза Михайловна Ковяткина стала и для меня наставником, который учил журналистскому мастерству. Иногда мягко, а чаще всего хлёстко и прямолинейно делала замечания, говорила, как надо написать, чтобы тронуть читателей, защитить их интересы. У неё много учеников. В домашней библиотеке есть немало книг с автографами авторов, кто в разные годы работал с ней, в чьём сердце и творчестве она оставила след. А это – главная ценность в жизни мастера – продолжение в учениках.
С юбилеем Вас, Роза Михайловна!
Фото из семейного альбома