Медиакарта
1:17 | 17 августа 2024
Портал СМИ Тюменской области

Закаленные войной

Закаленные  войной
16:25 | 26 февраля 2014

Я стою перед большим кирпичным домом. Невольно вырывается вслух:

  • Ничего себе, в каких хоромах бабушка живет.

Бабушка - это Татьяна Ивановна Калинина, 14 января нынешнего года ей исполнилось 95 лет. Родилась в Новой Деревне Юргин- ского района. Она - самая младшая в семье, кроме нее было еще пятеро детей.

Жили своим хозяйством, богатыми не были, но и не бедствовали. Когда исполнилось девятнадцать, заприметил ее парень с соседней Хмелевки, замуж позвал - согласилась. Сейчас можно просто весело смеяться над ее рассказом:

  • У него корова задрипанная была. Дом покрыт пластами дерна. Раз ливень был, так всю избу затопило. Всю жизнь по сударкам бегал.

Этого Татьяна Ивановна, видно, простить мужу и по сей день не может. Не первая красавица была в деревне, но мила, коса длинная и руки работящие. И когда мужа забрали на фронт, что не умела де- лать - всему научилась.

  • В день, когда объявили о начале войны, мы были на народном гулянии в Коровинке, - рассказывает Татьяна Ивановна. - Нарядные, веселые. И никто не думал, что война столько лет продлится.

На имя Татьяны Ивановны приходили с фронта письма-треугольники. А она что только не делала в колхозе: пахала на лошадях, боронила…

  • И пилила, и рубила, - рассказывает Татьяна Ивановна. - Знаю, как запрячь лошадь, как супонь затянуть.

На телегу сесть - прежде всего надо тяж у телеги закрепить. Я и сейчас лошадь запрягу. Зимой мяли лен в бане, трепали его, чесали, а потом ткали настольники за 8 ниченок, половики. В блюдечко сало нальем, тряпочку туда - это свет. Лампы позднее появились.

Устанавливали прямо в избе кросно, делали основу, собирались кумовья, родственники, так и вечеровали. - Наряжались? Песни пели? - спрашиваю я Татьяну Ивановну.

  • А как же, наряжа- лись по-хорошему. Гребелки были красивые для волос. Голову платками покрывали. Летом, когда приходила сенокосная пора, выезжали на луга. Организовывали становища, жили в балаганах.

Да, шла война, мы все делали для победы. Ну не будешь же все время гудеть - плакать. Ходили по становьям в гости друг к другу. Играли на гармошке, плясали, пели песни, частушки.

Ой подруженька моя,

Мой миленок на войне,

За него и за себя

Я работаю вдвойне.

Работали и правда за двоих. Не было временных рамок. С зарей вставали, с закатом домой возвращались.

Вот, например, разнарядка. Нагребут мешки зерна на складе, повезли на санях в Омутинку на элеватор, едут обратно, заезжают на сенокос. Нагрузят со стогов сено, везут в колхоз на ферму коровам.

Победу праздновали всем миром. И слезы на глазах, и одновременно счастливые лица. Вернулся с войны муж.

Один за другим родились дети: Сергей, Валентина, Михаил, Любовь, Мария, Николай.

  • В школе место под детский садик выделили. Я одного на одну руку посажу, другого - на другую, пеленки - на загорбок, - вспоминает Татьяна Ивановна. - Везде работала. Жали серпами, вязали снопы, по 80 куч навязывали. Подменной дояркой была, ухаживала за нетелями, за овечками. Бывало, с Улечкой Коровиной черпаем воду из бочек, у нее руки от холода аж побелеют. А она только и скажет: «Ничего, сойдет».

  • Раньше весело жили, - продолжает Татьяна Ивановна. - Вечерки какие хорошие были, хороводы водили, песни пели. Я все затягала (запевала - ред.).

30 лет назад ушел в мир иной муж. Татьяну Ивановну перевез к себе в Омутинку средний сын Михаил. Держали свое хозяйство, только пять лет назад расстались с коровой, Татьяна Ивановна доила ее сама. Огород садят на пару с сыном, он грядки делает, Татьяна Ивановна морковку, свеклу сеет. Сейчас беспокоится, помидоры скоро надо садить.

Не сидит она без дела. Обед сготовит, пол подотрет. Хоть и есть стиральная машина-автомат, а любит постирать в баньке.

  • У меня и доска стиральная есть, и ванна, - говорит Татьяна Ивановна.

Вот такие они крепкие, закаленные жизнью и войной люди. Могут многое и умеют все.

Автор: Г. Богатова