Современной школе поддержка социального педагога очень важна, ведь рост детской преступности, подростковой наркомании, компьютерной зависимости в России увеличивается, и такие проблемы остро стоят перед школой. Порой в агрессивности подростка виноваты сами родители, которые не уделяют своему чаду должного внимания, а зачастую многим бутылка водки дороже собственного дитя. В итоге ребенок меняет свое мировоззрение, и если ему во время не протянуть руку помощи, он может сойти с правильного пути. Помочь таким детям могут только профильные специалисты… Социальный педагог А.С. Тропынин вот уже три года работает в Армизонской средней школе…
-Александр Сергеевич, в чем заключается ваша миссия?
-В первую очередь, социальный педагог работает с семьей и учеником, стоит на его защите.
Моя помощь направлена на организацию психологического состояния ребенка, установление нормальных отношений в семье, в школе, в обществе. Также выявляю «трудных» подростков, неблагополучие в их доме, провожу профилактическую работу.
-Как строятся ваши взаимоотношения с учащимися?
-Прежде всего - на доверии. Они делятся со мной своими проблемами, трудностями. После чего мы вместе ищем выход из сложившейся ситуации. Как педагог, я должен помочь ребёнку понять себя и поверить в свои силы… Обязан достучаться до самых сокровенных уголков детской души. Научить стойкости, и обязательно - быть добрым.
-Что для вас означает понятие «трудный ребенок», и как вы работаете с такими детьми?
-Трудный – значит, шумный и неуравновешенный, к сожалению, часто оказывает не очень хорошее влияние на одноклассников, другими словами – гиперактивный. Часто устраивает драки на переменах, может сорвать урок. Подобное поведение является способом обратить на себя внимание взрослых, которого ему часто не хватает. Злой, упрямый, драчун - есть повод задуматься: возможно, он такой оттого, что его не понимают, не помогают прийти к согласию с самим собой и окружающими. Конечно, он хочет быть хорошим, ему это очень важно.
Когда ребенку внушают, что он плохой, мешает всем - он теряет веру в себя, может впасть в депрессию, а это уже шаг к нарушению психического здоровья. Помочь такому ребенку - моя задача! Его в первую очередь надо расположить к себе, дать понять, что я являюсь другом, а не врагом. Только тогда можно выявить причину плохого поведения.
-Какими качествами должен обладать социальный педагог?
-Ну, во-первых, преданность к своему труду, терпение, любовь к детям, умение найти общий язык с детьми и их родителями.
-Александр Сергеевич, вы посещаете неблагополучные семьи?
-Конечно, практически каждую четверть, совместно с классным руководителем и психологом.
-А вообще, откуда к вам поступает информация, что семья неблагополучная?
-Из различных источников: телефонные звонки, заявления от соседей, классных руководителей.
-А случается, что по этому поводу обращаются дети?
-Как правило, редко, но если ко мне поступила жалоба от ученика, то данную семью мы берем на контроль. Посещаем ее, опрашиваем соседей - действительно ли это так? Приглашаем родителей в школу, и если данный факт подтвердится, то подключаем другие ведомства, такие как комиссию по делам несовершеннолетних, Комплексный центр социального обслуживания населения и т.д.
-А если ребенок пропускает уроки по неуважительной причине?
-В первую очередь, ставим в известность родителей, или выясняем, почему он не пришел на занятия. Ставим его на внутришкольный контроль, а также поднимаем вопрос о прогулах на совете профилактики. После этого, как правило, пропуски прекращаются.
-В вашей практике было такое, что ученик не может найти общий язык со своими одноклассниками?
-Случалось... Тут стараюсь найти причину. Привлекаю психолога, чтобы он провел совместный тренинг на сплочение коллектива. Также провожу беседы с классом…
-Многие говорят, что нынешние ученики изменились. Так ли это? И почему?
-Я не считаю, что сегодняшнее поколение хуже, чем было. Дети - такие же, но вот система воспитания почему-то изменилась… Многие родители говорят, что ребенка должна воспитывать школа. Нет, воспитанием должна заниматься непосредственно семья, мы лишь даем необходимые в дальнейшем знания.
-Александр Сергеевич, что бы Вы пожелали ученикам нашей школы?
-Живите правильной и здоровой жизнью, занимайтесь спортом, уделяйте больше внимания учебе и стремитесь к успеху.