Ох, какая нелёгкая жизнь за плечами. И не забыть ничего: ни плохого, ни хорошего…
Вера Кузьмовна Никитина нездешняя, из Юргинского района, но уже много лет живёт в семье сына Виктора в Нижней Тавде. Здесь ей хорошо, здесь её любят.
Девятого февраля исполнилось женщине 90 лет.
–Какая жизнь-то была? Работа сызмальства, работа. Девять детей в семье. Отец умер, потом мать. Как жить? Председатель говорит: «Девки, надо работать». Пошли в колхоз. А одёжы нет, обутки на ногах никакие, портяные чулки, на поясе подвязанные, а на улице холод. Грелись по одной, чтоб не замёрзнуть совсем.
Картошку посадили, помню, вымокла, сгнила дочиста.
Летом траву собирали, слитки, конотоп…
Пожила, помучилась, устала… Из всех только я и осталась…
Отвлекаю от грустных мыслей вопросом о муже. Рассказывает:
–Я уж в Таповском лес-промхозе работала, в палатках жили. Как-то девки бегут, кричат, солдат, мол, приехал – Гутькин брат. Поздоровался со всеми. Статный такой. Присмотрелись друг к другу. Так и сошлись с Анатолием. Дружно жили, не пил, жалел меня…
Раньше не пили, а в праздники норму знали. Ребята совсем в рот не брали, собирались на полянках, песни пели, играли – молодые были! А сейчас безумие какое-то.
Трудилась Вера Кузьмовна и на железной дороге, где её муж Анатолий Кузьмич был кочегаром на паровозе, и на кирпичном заводе. Как-то сумела родить двух сыновей.
Владимира, к несчастью, мать пережила, с Виктором встретила старость.
С 1969 года и до пенсии Вера Кузьмовна трудилась санитаркой в Юргинском психоневрологическом интернате. Женщина, за плечами которой годы изнурительной мужской работы, война, лишения, и здесь не роптала, делала своё дело, а ещё находила слова утешения душевно больным людям.
С ней и сегодня уютно и комфортно. Это почувствовали все, кто пришёл поздравить юбиляра с большим юбилеем. Одна беда – глуховата стала, но память ещё крепкая. Владимира Семёнова узнала, про детей-внуков выспросила, тёщу его, Александру Самсонову, вспомнила – дружили раньше.
Как время несправедливо к людям: как его не торопи, оно не спешит в детстве, но как безжалостно прибавляет нам годы сегодня. Знаете, что нас спасает? Любовь!
Вера Кузьмовна согрета вниманием, заботой, любовью родных. В небольшой двухкомнатной квартире (её дали сыну после сноса деревянной, полученной когда-то от «Сельхозтехники») уживается уже четыре поколения Никитиных. У ветерана двое внуков, две правнучки и правнук. И все души не чают в бабуле, они теперь её глаза и уши. И бабушка плачет иногда втихомолку то ли от груза прожитых лет, то ли от счастья. А в этот раз – от неожиданной встречи, оттого, что помнят.