Медиакарта
3:59 | 21 апреля 2021
Портал СМИ Тюменской области

У строителей нефтепроводной системы Заполярье – Пурпе наступили горячие дни

У строителей нефтепроводной системы Заполярье – Пурпе наступили горячие дни
15:36 | 28 февраля 2014

Зима для строителей новой нефтепроводной системы Заполярье – Пурпе по-настоящему горячее время. И это несмотря на аномальные даже для этих широт морозы. На строительных площадках вдоль трассы нефтепровода стрелка термометра иногда опускалась до шестидесятиградусной отметки. Тем не менее строителям не только удается сохранять намеченные темпы работ, но и возводить объекты с опережением графика.

Сейчас во всех подрядных и субподрядных организациях на строительстве работает около 2400 человек. Проживают рабочие в вахтовых жилых поселках, где есть благоустроенные мобильные здания. Все, что необходимо для полноценного отдыха в этих поселках, есть – столовые, банно-прачечные, административные комплексы. Одним словом, не курорт, но жить и работать можно.

Для всего нашего огромного региона, да и для всей страны, новая магистраль Заполярье – Пурпе – Самотлор открывает широкие перспективы на несколько ближайших десятилетий. Она станет связующим звеном между западной и восточной частью единой трубопроводной системы страны, обеспечит транспортировку нефти с крупнейших месторождений Ямало-Ненецкого автономного округа и Красноярского края. В ближайшей перспективе именно эта магистраль станет основным источником наполнения нефтепровода Восточная Сибирь – Тихий океан, что позволит России не только обеспечить регулярные поставки нефти в Китай и другие страны Восточной и Юго-Восточной Азии, но и ускорить развитие Дальнего Востока.

На сегодняшний день стройплощадка на самой северной точке нефтепровода – головной нефтеперекачивающей станции – является одним из наиболее напряженных участков работы. Впереди у строителей, по их словам, самый сложный период – весна, распутица. Поэтому сейчас ударными темпами идет завоз на объект стройматериалов. По словам Марко Босича, руководителя проекта ГМПС-1 компании «Велесстрой», ежедневно на площадку приходит 150 единиц тяжелей техники с материалами и оборудованием. Зимник сдали в эксплуатацию в декабре прошлого года, и за четыре месяца – до начала апреля – строителям необходимо завезти 200 тыс. тонн грузов, в том числе топлива и продовольствия. С апреля станция перейдет полностью в автономный режим, сообщение с Большой землей будет возможно только по воздуху.

Марко Босич – родом из Сербии, на Российском севере строит уже не первый объект, поэтому экстремальные условия для него – это уже привычная повседневная работа. На вопрос «как пережили экстремальные морозы?», он ответил, что человек способен трудиться в любых условиях, вот только техника на пятидесятиградусном морозе не выдерживает. Поэтому в течение зимы иногда приходилось приостанавливать погружение свай под резервуары и бетонные работы, но без дела все равно не сидели. На сегодняшний день на ГНПС-1 строители погрузили и залили бетоном свыше 6 тыс. свай – это почти половина из необходимого согласно проекту количества. За летний период здесь будет построено 12 нефтяных резервуаров: восемь – по 20 тыс. кубических метров и четыре – по 5 тысяч кубометров.

Нефтепровод Заполярье – Пурпе пересекает одну из крупнейших ямальских рек – Таз. Она для местных ненцев и кормилица, и поилица, одним словом, настоящая река жизни. Для рыбацких семей она дает средства к существованию, помимо этого, Таз – главный источник питьевой воды для большинства жителей района. Для нефтепроводчиков переход через Таз – это сложнейшая инженерная задача. В месте строящегося перехода постоянное русло реки составляет расстояние около километра, а глубина местами доходит до 20 метров. Но в период половодья зеркало воды разливается по всему пойменному участку, ширина которого достигает 27 километров, при этом уровень воды поднимается на пять с половиной метров, вскрываются и многочисленные пойменные озера, старицы и протоки, сливаясь и затапливая пойму.

Согласно проекту русловая часть перехода производится методом наклонно-направленного бурения, а на обширной территории поймы – методом подземной прокладки, что позволяет минимизировать негативное воздействие на северную природу как во время проведения строительных работ, так и в процессе эксплуатации нефтепровода. На реализацию этого проекта у строителей есть только четыре с половиной месяца – со второй половины ноября и до конца марта.

Как нам рассказал начальник участка № 3 штаба строительства линейной части нефтепроводной системы Заполярье – Пурпе Владимир Сергиенко, к настоящему моменту в русловой части завершены работы по бурению скважины диаметром 600 мм и сейчас идет процесс ее расширения. Работа проводится в условиях сложной геологической структуры. Промерзание грунтов здесь достигает глубины пяти метров. На пойменном участке нефтепровода даже мощная современная техника не позволяет все работы производить только механическим способом. Чтобы уложиться в предельно сжатые сроки, строителям приходится применять методику буровзрыва. При этом применение самых современных технологий и материалов позволяет минимизировать негативное воздействие на окружающую природу и обитателей реки.

Еще на одном участке нефтепровода, недалеко от поселка Коротчаево, идут работы по строительству ремонтно-технической базы. В перспективе на этой базе будут располагаться все службы по обеспечению эксплуатации и ремонта нефтепроводной системы Заполярье – Пурпе и будет работать около пятисот человек. По словам инженера первой категории штаба строительства № 2 ОАО «Сибнефтепровод» Ильдара Аминева, это один из самых сложных в гидротехническом плане объект. Располагается он в заболоченной местности, в период половодья вся эта территория обычно затапливается, поэтому на объекте предусмотрена сложная инженерная защита от поверхностных и грунтовых вод, строительство дренажной сети, накопительных колодцев и системы отвода воды. К концу февраля на этой площадке нефтепроводчики построили восемнадцать зданий из девятнадцати предусмотренных проектом. Как сообщил нам Ильдар Аминев, весь комплекс спроектирован так, что он может работать полностью в автономном режиме. Здесь пробурены четыре артезианские скважины, предусмотрен комплекс для очистки воды, строятся собственные очистные сооружения для сточных вод, своя газораспределительная станция, трансформаторная подстанция и котельная. Первые рабочие пришли на эту площадку в марте 2013 года. За год успели провести весь комплекс работ нулевого цикла и закончить монтаж основных производственных сооружений. Весной строителям предстоит провести комплекс отделочных работ и благоустройство территории. Уже к сентябрю этого года основная ремонтно-техническая база нефтепровода Заполярье – Пурпе будет сдана в эксплуатацию.

Автор: Владимир ТУРКИН, Олег СМЕРДЕВ /фото/