Образование, являющееся одним из приоритетных направлений государственной политики, требует выделения на его нужды значительных финансовых ресурсов. Об итогах финансово-хозяйственной деятельности в истекшем году и некоторых планируемых расходах в нынешнем в этой сфере рассказала главный экономист управления образования Вера Александровна Овчинникова.
– Вера Александровна, образование – единственная сфера, которая итоги своей работы в течение года подводит дважды: по завершении года календарного и года учебного. Позади «тринадцатый» год. Сравните бюджеты года истекшего и предшествующих ему лет.
– С учетом приобретения двух вновь построенных зданий Первомайской и Юрминской средних школ бюджет нашей отрасли в истекшем году составил 756 629 тыс. рублей, в 2011 – 268871 тыс., а в 2012 – 398920,5 тыс.
– Каким оказался для образования 2013 год с точки зрения реализации запланированных масштабных проектов?
– Для наших учреждений он был достаточно благополучным.
Только на приобретение основных средств (компьютеров, мебели, учебников, для дошкольных учреждений – уличных игровых комплексов и т.д.) в среднем на одно учреждение израсходовано 277 386 тыс. рублей, на реализацию «Приоритетного национального проекта» - 96 819 тыс., в том числе на капитальный ремонт образовательных учреждений – 17 703,6 тыс. Заработная плата выплачивалась своевременно.
– Бюджет 2014 года. Каков он? Что предполагается построить, отремонтировать, закупить?
– На нынешний год бюджет утвержден в сумме 443 273 тыс. рублей. В планах управления образования открытие двух логопедических пунктов – в Иртышской основной и Дубровинской средней школах, аналогичных открытому в истекшем году пункту в Вагайской средней школе. Кроме того, будет произведен капитальный ремонт Шишкинской средней школы, что потребует серьезных ассигнований – 8 695 691 руб., будет пущено в эксплуатацию новое здание Второвагайской средней школы. В целях предоставления психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим затруднения в освоении общеобразовательных программ, и их социальной адаптации с 1 января создана районная психолого- медико – педагогическая комиссия с тремя штатными работниками – педагогом - психологом, педагогом – логопедом и социальным педагогом. И, что немаловажно, с нового года предусмотрено повышение заработной платы учителям на 10,4 %, воспитателям – на 10,1%.
– Претерпит ли изменения школьная сеть?
– Существенных изменений не будет. Но реорганизация в форме присоединения, укрупнения школ возможна в связи с тем, что в настоящее время в районе есть школы с количеством детей менее 40 человек.
Так, в истекшем году структурным подразделением Зареченской средней школы стал детский сад «Березка», располагающийся в поселке, а детский сад «Ласточка» (с. Черное) вошел в состав Черноковской средней школы.
В нынешнем году пятую часть от общего количества обучающихся в районе (21,1 %) ежедневно подвозят на специально оборудованных автобусах на учебные занятия, в семи пришкольных интернатах проживает 91 учащийся.
– Какую часть от общего объема финансирования образовательных учреждений составляет фонд оплаты труда?
– На обеспечение государственных гарантий предоставления бесплатного дошкольного образования и бесплатного начального, основного, среднего общего образования расходуется не менее 95 % бюджетных ассигнований.
– Вера Александровна, действующее ныне так называемое нормативно-подушевое финансирование школы, идея которого заложена во фразе «деньги следуют за учеником», на мой взгляд, малоэффективно применительно к сельской школе, тем более – к малокомплектной. Прошу Вас прокомментировать сложившуюся практику.
– Вопрос спорный. Действительно, с 2004 года все образовательные учреждения финансируются по нормативно – подушевому принципу. Этот метод позволяет обеспечить прозрачный, понятный руководителям и педколлективам механизм финансирования: чем больше учащихся, тем больше денег. Норматив финансового обеспечения гарантий на получение бесплатного образования всех уровней на 2014 год установлен распоряжением Правительства Тюменской области от 27.12.2013 года № 2495 в размере 31 400 рублей на одного учащегося. При финансировании образовательных учреждений этот норматив применяется с поправочным коэффициентом.
Действующая модель финансирования положительно сказывается на оплате труда сотрудников, так как 95 % этих средств составляет фонд оплаты труда, а в установлении штатного расписания учреждения самостоятельны. Причем финансирование расходов на содержание зданий и сооружений, а также оборудования производится на основании фактических расходов за предыдущий год с применением индексов – дефляторов, поэтому количество учащихся не сказывается на объеме выделенных средств на оплату коммунальных услуг, текущего ремонта, противопожарных мероприятий и т.д.
– Средняя по району заработная плата учителя и дошкольного работника. Какой она была в году истекшем и что ожидает педработников в 2014 году?
– В школах на одного сотрудника в 2013 году она составляла 21 176 рублей, а средняя зарплата учителя - 29 156 рублей, в дошкольных учреждениях на одного работника – 17 877 рублей, на одного воспитателя - 24 815 рублей.
Как я уже сказала, в нынешнем году предполагается существенное повышение зарплаты как у учителей, так и воспитателей.
– Прошу Вас вкратце рассказать о порядке оплаты за организацию питания обучающихся в школе детей.
– На эти цели в нынешнем году из областного бюджета выделено 15 642 тыс. рублей. С 1 января стоимость питания в день составляет:
- для обучающихся из малоимущих семей – 21,9 руб.;
- для обучающихся, не относящихся к этой категории, - 12,4 рубля;
- для обучающихся по адаптированным общеобразовательным программам – 117 рублей.
Правовой основой организации этой работы является договор с родителями, где оговариваются режим питания, сумма вносимой родителями платы (19,5 руб в день для детей, не относящихся к категории малоимущих).
Родительские деньги поступают на счет учреждения и могут быть израсходованы только на приобретение продуктов.
– Последний вопрос общего характера. Как, на Ваш взгляд, управляющий совет школы может повлиять на повышение эффективности финансово-экономической деятельности учреждения?
– Этот орган общественно-государственного управления наделен основательными полномочиями. Он может регулировать порядок предоставления платных услуг, содействовать в привлечении внебюджетных средств, участвовать в формировании штатного расписания, распределении 30 % - го фонда стимулирования, ходатайствовать о премировании при наличии оснований, контролировать расходование бюджетных средств.
Беседовал Ишмухамет Гайсин
Фото Зиннура Чанбаева