Медиакарта
7:46 | 19 ноября 2024
Портал СМИ Тюменской области

С верой, надеждой и любовью

08:00 | 05 марта 2014
Источник: Призыв

Нынешнее поколение жителей района чтит передовиков производства, героев ударных пятилеток. Руководители сельских администраций, при обсуждении с журналистами планов подготовки специальных номеров районки, в которых рассказывается о многогранной жизни территорий, просят писать о ветеранах, внёсших достойный вклад в экономическое и социальное развитие своей малой родины. Татьяна Андреевна Качукова посоветовала встретиться с дружной семьёй Семёновых. Николай Фёдорович и Вера Ивановна, представители поколения, которое славно трудилось в годы расцвета местного градообразующего сельскохозяйственного предприятия «Путь к коммунизму», действовавшего в селе Северо-Плетнёво до перестройки. Этот колхоз был правофланговым районного и областного соревнований, новатором и устроителем многих добрых дел, интересных идей и творческих начинаний. Для широкой пропаганды достижений сельского хозяйства, быстрейшего внедрения в производство передового опыта, руководство страны советов открыло в 1954 году в Москве постоянно действующую сельскохозяйственную выставку. Для каждого труженика являлось великой честью быть её участником. Северо-Плетнёвские колхозники сумели «проторить дорогу», ездили на ВСХВ целыми группами. Возвращались домой с достойными наградами. Наиболее урожайным на трудовые победы был 1958 год. За высокие показатели в работе коллектив колхоза «Путь к коммунизму» был награждён ветровой электрической станцией. Першину Александру Васильевичу, комбайнеру Плетнёвской МТС, оргкомитет выставки вручил малую золотую медаль и радиоприёмник. Нину Степановну Чемакину, комбайнера этой же станции, удостоили большой золотой медали и ручной швейной машины. Медали и ценные подарки получили также трактористы Василий Иванович Володин и Леонид Иванович Балдин.

Супругам Семёновым не довелось быть участниками выставки. Когда её открыли, и начался настоящий бум соревнования за право участия в ней, они были совсем молодыми, комсомольского возраста. В ту пору у них не было даже мыслей о женитьбе и замужестве. Жили в разных населённых пунктах. Николай Фёдорович – в деревне Тапы, в восемнадцати километрах от села Северо-Плетнёво. Вера Ивановна – в деревне Сычёвой, что в Вагайском районе. Познакомились, можно сказать, случайно.

– Сослуживец Иван Безносов свёл меня с Верой, – рассказывает мой собеседник, – в шестидесятых годах прошлого столетия служили с ним в зенитных войсках Уральского военного округа. Помните историю с разведчиком Паулюсом? Летчик американского самолёта напоролся на заградительный огонь дивизиона, в котором служили я и друг Иван. К сожалению, не мы совершили этот исторический подвиг, сделали его товарищи другого расчёта, нёсшие боевое дежурство в тот день. Они прервали полёт с помощью нового оружия – ракетной системы, пришедшей на смену 100-миллимитровым зенитным пушкам. В годы моей действительной службы Советская армия перевооружалась в массовом порядке, ставила на боевое дежурство мощные ракетные комплексы. Три года служили вместе, разумеется, дружили крепко, когда демобилизовались из Вооружённых сил, поддерживали неразрывную связь между собой. Жил сослуживец в Вагайском районе, в той самой деревне, где родилась и росла Вера, будущая жена Николая Фёдоровича. Встретил её не сразу. После армейской службы бывший зенитчик взялся всерьёз за учёбу, поступил на годичные курсы Голышмановского училища механизации. Его выпускники становились специалистами широкого профиля, могли работать на тяжёлой самоходной технике, самой современной на тот момент. Это обстоятельство устраивало всецело молодого человека. Он мечтал с детских лет о профессии механизатора, хотел пахать землю, засевать пашню, убирать хлеб. Через год получил удостоверение механизатора широкого профиля. Для полного счастья нужна была спутница жизни, собственный очаг с милым семейным уютом, с лепетом и счастливым звонким смехом детворы.

И эта мечта сбылась. Надумал навестить армейского друга, который уже создал семью. По случаю встречи хозяева организовали маленькое торжество. В числе участников застолья была девушка Вера, которая очаровала приезжего гостя. Любовь, вспыхнувшая между молодыми людьми с первого взгляда, покорила и соединила сердца. В январе текущего года исполнилось 45 лет совместной жизни. В народе называют эту дату сапфировой свадьбой. Через пять лет придёт время золотой. Счастливая семейная пара рассчитывает встретить и эту дату в хорошем здравии. Хотя Николаю Фёдоровичу восьмой десяток лет, выглядит он молодцом, имеет крепкую физическую форму, лёгкий на подъём, с эрудированной речью, ясной памятью. Умный, интересный собеседник. Если не знаешь, не скажешь, что человек от сохи, с семью классами образования за плечами.

Жизненная ситуация не благоприятствовала учёбе. Родился и рос в глухой деревеньке Тапы, в которой была только начальная школа. Ему нужно было ездить за знаниями в Плетнёво или Агарак, за полтора-два десятка километров от дома. Автобусы не ходили между населёнными пунктами района. Их не было в районном автопарке. Дорог, по которым могли бы двигаться беспрепятственно – тоже. Лошадь была главным транспортом. В зимнюю же пору и она преодолевала с трудом это расстояние. С проживанием в чужом населённом пункте были проблемы. Да и других трудностей хватало. Продуктов питания было в обрез. Кроме того, что накормить, ученика нужно было одеть, обуть. На всё это требовались деньги немалые. Они имелись не у каждого колхозника, работающего за трудодни. Семьям, которых война осиротила, забрала мужчин, решить эту задачу было ещё тяжелее. Дети, видевшие мытарства своих матерей-одиночек, заканчивали седьмой класс и устраивались на работу. Николай был в их числе.

Пятнадцатилетним подростком пришёл в контору родного Таповского колхоза имени Свердлова. Его возглавлял Георгий Георгиевич Барышев. Он знал парня, приставил к делу без лишних слов и назиданий, отправил в распоряжение бригадира. Тот, в свою очередь, закрепил за ним рабочего коня в полной экипировке, телегу, вилы, отправил на покос. Всё лето он участвовал в заготовке сена для колхозных животных. Зимой трудился водовозом. На санях с бочкой подвозил воду к кормозапарнику, смонтированному на территории фермы. Довольно примитивное сооружение, в которое входила простенькая дробилка соломы и кочек с тракторным приводом, самодельный котёл на дровах для производства пара и вместительная яма, обшитая досками внутри. Действовала же эта своеобразная кормокухня эффективно и приносила пользу несомненную. Разумеется, руководство колхоза следило внимательно за работой данного объекта. Обслуживающему персоналу нельзя было расслабляться, требовалось выполнять обязанности с высочайшей ответственностью. Кормачи, в их числе молодой работник, справлялись блестяще с этой задачей.

Авторитет надёжного исполнительного работника Николай Фёдорович заработал до призыва на срочную армейскую службу. В ряды Вооружённых сил члены правления колхоза имени Свердлова отправляли молодого колхозника с отличной характеристикой. С честью и достоинством отслужил положенный срок и вернулся в родной колхоз. Сюда же он приехал и после годичных курсов в Голышмановском училище механизации. Механизаторский стаж начинал нарабатывать под руководством Фёдора Максимовича Кармацких, технаря-самоучки, самого настоящего мастера своего дела. Он был мотористом местной электростанции. Под его началом был дизель «Д-40», электрогенератор, соединённый с движком муфтой сцепления. Агрегат запускался в четыре часа утра и работал до двенадцати часов ночи, вырабатывал и подавал электричество на животноводческую ферму, в школу, контору, клуб, другие общественные и жилые объекты. Электростанция являлась жизненно важным объектом населённого пункта, мысли не допускалось о её внезапной остановке или простое. Контроль технического состояния дизеля был наивысшим. Техуходы проводились ежедневно с соблюдением всех требований науки. Старый механик не был силён в теории, но по практике эксплуатации механизмов ему не было равных в округе. Свои принципы и знания он старался привить и передать стажёру. Экзаменовал его усердно и настойчиво. Уроки старого мастера пригодились Николаю Фёдоровичу в дальнейшей его работе, помогли стать классным механизатором, специалистом-профессионалом с большой буквы. Нарабатывать же стаж и мастерство пришлось в другом хозяйстве, в новом коллективе механизаторов и хлеборобов.

В 1963 году Юргинский район упразднили, территорию присоединили к Омутинскому району. Число колхозов тоже сократили. Северо-Плетнёвский «Путь к коммунизму» объединил два соседних хозяйства. Под его юрисдикцию попали одиннадцать населённых пунктов, в том числе и деревня Тапы. Герой моего рассказа оставался верным малой родине, жил на её территории до 1974 года и только потом, когда в деревне практически никого не осталось, переехал в Северо-Плетнёво. Работать же в укрупнённом хозяйстве начал значительно раньше. Василий Егорович Фомин, возглавивший колхоз «Путь к коммунизму» в 1969 году, уговорил сделать этот шаг. Он хорошо знал молодого механизатора, имел чёткое представление о его деловых качествах и способностях. Будучи главным инженером Плетнёвской МТС, приезжал постоянно в колхоз имени Свердлова и видел в работе парня. Окружил вниманием, дал разрешение на эксплуатацию новейшей высокопроизводительной техники. Разумеется, с целью выполнять на ней самую ответственную работу.

– Довелось поработать на гусеничных тракторах марки «ДТ-54», «ДТ-75», «Казахстан», «Беларусь», комбайнах «СК-3», «СК-4», «Нива», СКД «Сибиряк», других, – вспоминает Николай Фёдорович, – машинно-тракторный парк колхоза был огромный. Зерноуборочных комбайнов – больше сорока единиц, тракторов самых разных марок – не меньше сотни, множество легковых и грузовых автомобилей, другие самые разные самоходные машины и механизмы. Они были простыми и надёжными при эксплуатации, но не имели элементарных удобств для трактористов и комбайнеров. Уборочная площадь нашего укрупнённого хозяйства превышала десять тысяч гектаров. Жатва велась только раздельным способом. Зерноуборочных машин было много, но комбайнеры, как правило, не успевали собрать урожай в хорошие сроки. Битва за урожай, в полном смысле этого слова, велась до белых мух. Дожди не пускали механизаторов на ниву. Приходилось ждать первых морозов, которые сковывали землю, и только после этого появлялась возможность вести обмолот. Большинство комбайнов не имели кабин вообще. Каково сидеть за штурвалом на морозе? Надевали шапки, шубы и водили машины по заснеженному полю. Я пятнадцать сезонов отработал на комбайнах без кабины. Ноги отмораживал даже, но не оставлял работу ни разу. Всего двадцать семь жатв на счету Н.Ф. Семёнова. В двенадцати последних он участвовал на машинах усовершенствованных, имевших кабины и даже подогрев. Намолотил за годы изнурительного и одновременно ударного труда сотни тысяч центнеров фуражного и продовольственного зерна. На тракторах разных марок проработал почти сорок лет. Вспахал, залущил, закультивировал, заборонил и засеял тысячи гектаров колхозной пашни. Переделал уйму других дел, нужных и важных. Удобрял землю, ремонтировал технику, разрабатывал целину и залежь, был всегда на главном направлении трудового фронта. Коллеги, руководители сельскохозяйственного предприятия, района ценили труд и старание этого замечательного человека, талантливого механизатора, представили его к правительственной награде. Руководство страны удовлетворило ходатайство, наградило Николая Фёдоровича орденом Славы III степени. Ему присвоено звание «Ветеран труда». Есть почётные грамоты, благодарности за добросовестный труд, удостоверения к значкам «Победитель социалистического соревнования», «Ударник пятилетки». Их сосчитать трудно.

У Веры Ивановны нет таких наград, как у мужа. Была телятницей, потом перевелась в доярки. Имела способность к этому делу, готовилась стать участницей соревнования за большое молоко, но профессиональная болезнь подкосила здоровье, отправила на инвалидность. Но след она успела-таки оставить заметный в этой жизни. Родила двух сыновей, укрепила генеалогическое древо рода Семёновых. А это дело сродни хлеборобскому. Николай Фёдорович и Вера Ивановна давно на заслуженном отдыхе. Живут в самом центре Северо-Плетнёво, в небольшом, уютном домике, с ухоженным двориком. Раньше эта усадьба принадлежала колхозу «Путь к коммунизму». Семёновы приватизировали жильё и приусадебный участок, благоустроили его. Домохозяйство облагораживает улицу, радует односельчан и гостей села, стоящего на берегу красивого озера Дубровное. Здоровья, счастья и всяческих благ его жителям.

Автор: А. Цыганок