Медиакарта
18:28 | 26 ноября 2024
Портал СМИ Тюменской области

Развитие детей - на кончиках пальцев

Развитие детей - на кончиках пальцев
11:40 | 19 августа 2010

Учеными доказано, что уровень развития детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Изучая деятельность мозга, психику детей, ученые отмечают большое стимулирующее значение функции руки и заключают, что развитие происходит под влиянием кинестических импульсов от кончиков пальцев.

Сенсорное развитие - условие успешного овладения любой практической деятельностью.

Ученые называют ранний возраст “золотой порой” сенсорного воспитания. Влияние ручных действий на развитие мозга было известно с давних времен. Упражнения по перекатыванию в ладонях грецких орехов, шестигранных карандашей оказывают прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие. Такие упражнения улучшают память, умственные способности, устраняют эмоциональное напряжение, развивают координацию движений, улучшают почерк, снижают усталость, повышают работоспособность. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит, развивать речь ребенка.

Работа по этому направлению начинается с детьми раннего возраста. Они знакомятся с цветом, формой, величиной предметов. Поэтапно ведется работа по развитию памяти, внимания, логического мышления.

В нашем дошкольном образовательном учреждении подобран разнообразный материал для манипуляции с предметами, который также способствует развитию мелкой моторики.

Накопленный опыт работы позволил педагогам организовать кружок “Крепыш”, деятельность которого направлена на овладение разнообразными видами детской деятельности. Индивидуальная работа проходит при работе со шнуровкой, застегиванием и расстегиванием пуговиц, замков, выкладыванием мозаики, действиями с ножницами. С группой детей собираем пазлы, выкладываем фигуры с помощью счетных палочек, пуговиц, фасоли, лепим, конструируем.

Один из видов работы в кружке - проведение пальчикового тренинга. И здесь есть свои правила:

  • длительность физкультминутки около 2-3 минут;

  • не более 4-5 упражнений в комплексе;

  • одно упражнение повторять 4-6 раз;

  • пальцы левой и правой рук следует нагружать равномерно (упражнения выполняются сначала правой, потом левой рукой, а затем двумя руками одновременно);

  • после каждого упражнения нужно расслабить пальцы рук (потрясти кистями);

  • упражнения должны быть разнообразными, чтобы развивать подвижность пальцев, их силу и гибкость.

Полезно проводить пальчиковый массаж детям с раннего возраста по следующему алгоритму:

  • сначала разогрейте, разотрите ладони ребенка;

  • большим и указательным пальцами разотрите каждый пальчик ребенка, начиная с ногтевой фаланги;

  • массируйте тыльные стороны ладони, имитируя мытье рук.

Развивать мелкую моторику можно и дома. Советы родителям по развитию мелкой моторики у детей в домашних условиях.

  • Предложите детям поиграть в игру “Разложим по порядку”. Высыпьте в мисочку бусинки двух цветов (примерно по 5-7 бусинок каждого цвета) и справа от мисочки поставьте два блюдца. Предложите: “Давай в одно блюдце сложим все красные бусинки, а в другое - все зеленые”. Чтобы оживить игру, скажите, например, что это угощенье для мишки и зайки, причем мишка любит только вишни, а зайка - только крыжовник.

  • Очень нравится детям игра “Волшебное сито” с крупой и ситом. Скажите: “В этой чашке перемешаны рис и манка (покажите отдельно крупицы риса и манки). Как выбрать отсюда все рисовые зернышки? Это трудно сделать даже твоими маленькими и ловкими пальцами. Но тебе поможет сито!” Просеянный рис надо пересыпать в приготовленную тарелку. Порадуйтесь вместе с малышом достигнутому результату.

  • Предложите приготовить праздничный обед для кукол. Слепите колобки, колбаски, блинчики и калачи. Покажите, как это нужно делать.

  • Учите детей открывать и закрывать баночки (например, из-под витаминов), играя в игру “Доктор Айболит”.

  • Попросите ребенка помочь вам убрать со стола. Он будет рад тому, что у него, как у взрослого, есть своя обязанность. Покажите ребенку, как держать щетку правой рукой, как сметать ею со стола, как подставлять совок, чтобы мусор не падал на пол.

  • Игры с водой доставляют детям большую радость и очень полезны для их развития. Налейте в таз воды и бросьте несколько мелких плавающих предметов: кусочки пробки, веточек и т. п. Предложите малышу выловить их по одному ложкой и переложить в мелкую тарелку. Так же можно использовать и сито.

Если ребенок, играя с водой, пролил ее, дайте губку, пусть соберет воду, предварительно покажите, как это делать.

Профессор П.Г. Редкин говорил: «Давайте детям играть с песком, бумагой, глиной. На этих занятиях они научаются, что и как созидать, разовьются их способности и руки, приобретается знание и умение. Мы знаем, что никакое наслаждение не может сравниться с тем, какое доставляет нам созидание, творчество».

Светлана ЗИНОВЬЕВА,

АУ ДО «Детский сад Дюймовочка»

Теги: семья