Самая высшая ценность - человек. Можно починить механизмы, машину, но так трудно наставить на путь истинный повзрослевшую дочь, возмужавшего сына с надломленной психикой, выросших в семье, деформирующей их личность. Родителям детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) внушается, что рождение ребенка с отклонениями - это горе, но нельзя жить только с мыслями о неудавшейся судьбе.
Многие отмечают, что семья деформируется под влиянием этого испытания. Выделяются два типа деформации семьи: структурную и психологическую.
Нарушение структурной целостности означает, что один из родителей покидает семью. Но и в полных семьях часто недооценивается та роль, которую отец играет в жизни ребенка. Отец может помочь в развитии моторики, приобщении к труду, формировании у ребенка ощущения своей значимости и защищенности. Отсутствие мужского плеча усиливает ощущение слабости, подчиненности, незначительности.
Психологическая деформация связана с нарушением системы межличностных отношений в семье. Все внимание фокусируется на больном ребенке, либо в семье начинают культивировать негативные ценности, что отодвигает ребенка с особенностями психофизического развития на второй план. Его не замечают, не уделяют ему должного внимания.
В любом варианте деформация семьи приводит к негативным последствиям в развитии личности ребенка, что может выразиться в социальной и интеллектуальной недоразвитости.
Психологи выделяют несколько типов семейного воспитания:
-
Семья с деспотичным характером взаимоотношений, члены которой не задумываются о достоинстве ребенка, о развитии у него самостоятельности, активности. Необходимая требовательность подменяется грубым давлением, принуждением и нередко унижением. Ребенок растет не только безвольным, безынициативным, но и равнодушным, озлобленным, без веры в себя и свои возможности. На рисунках семьи у таких детей, как правило, отсутствуют родители («на работе», «ушли в магазин»). Неблагоприятная ситуация в семье оказывает губительное влияние на личностное развитие ребенка. Потенциальные познавательные возможности остаются невостребованными, отставание в развитии усугубляется откровенно безразличным отношением родителей.
-
Семья с излишней опекой, когда считают, что в силу своего состояния ребенок должен быть огражден от трудностей, ему нельзя ничего поручать, за него все должны делать другие, старшие. Как правило, в этих семьях есть бабушки, дедушки, принимающие участие в воспитании. Они любят своих внуков, не понимая, что своей повседневной заботой и опекой наносят вред формированию личности, подготовке к независимому образу жизни. Пагубность такого воспитания проявляется в быту и на уроках труда. Ограждение ребенка от трудовых усилий фактически его губит, потому что ограничиваются умственное развитие и возможность получить признание своей состоятельности как человека. Усугубить нарушения, чересчур опекая ребенка, гораздо легче, чем исправить и ослабить их.
-
Семья с нейтральным отношением к ребенку. Главным принципом признается невмешательство. Школа обучает, формирует, научает, а семья созерцает. Родители работают, у них свои заботы и интересы, а дети с особенностями психофизического развития сами по себе растут, учатся. У каждого свои успехи, заботы и трудности.
На первый взгляд кажется, что в таких отношениях нет ничего плохого. Педагоги лучше умеют воспитывать, они правильно воспитывают. Ребенок растет положительным, независимым. Но положительная основа для развития ребенка ограничена. Нет эмоционально-действенного включения в дела семьи, отсутствуют активная помощь, сочувствие, сопереживание. Помимо того, что это провоцирует равнодушие, черствость по отношению к близким, еще сдерживается и общее развитие детей. Другое дело, когда вместе и радость, и горе, и слезы, и смех. Совместные переживания делают людей добрее, более чуткими, внимательными и наблюдательными.
Необходимо понимать, что семья должна жить полноценной жизнью и принимать ситуацию такой, какая она есть. Самую большую помощь ребенку может оказать семья, где занимаются личным ростом и прилагают усилия, чтобы лучше понимать «особого» ребенка, сохранить семью и чувствовать себя счастливыми. Но любить ребенка мало, надо умело любить. Правильное поведение поощряется, неправильное - осуждается. Другими словами, родители добры, ласковы, терпеливы, снисходительны и вместе с тем требовательны к своим детям. Нарушения в психофизическом развитии не означают вседозволенности, отсутствия всяких ограничений. Положительно окрашенная эмоциональная обстановка в семье, защищенность ребенка родительской любовью позволяют им быть строгими, взыскательными, но не конфликтными. Проступки детей осуждаются, но положительные поступки замечаются, оцениваются ласковыми словами, и все уравновешивается.
Важно, чтобы с вашей стороны было понимание, что дети с особенностями психофизического развития все разные, но есть то, что их всех объединяет: они способны чувствовать, переживать, быть благодарными и любящими, честными, трудолюбивыми и порядочными. Это такие же люди, как все, только с некоторыми особенностями, которые позволяют им жить, трудиться, общаться, находить согласие и взаимопонимание. Ребенок может быть счастливым только в счастливой семье. Если семья обретет веру в свои силы, станет жить на оптимистической ноте, то тем самым обретет радость, спокойствие и уверенность ребенок.
Анастасия ШИЛОВА,
педагог-психолог
Центра психолого-педагогической диагностики и консультирования