Медиакарта
10:48 | 20 декабря 2024
Портал СМИ Тюменской области

Гореть самой, зажигая других

Гореть самой, зажигая других
09:42 | 20 августа 2010
Источник: Красная звезда

Педагогический стаж С. Неродчиковой можно назвать уже вполне солидным – 22 года она преподаёт в Калининской средней школе после окончания физико-математического факультета Ишимского государственного пединститута.

-- Как сюда попала? – о своём местопребывании отвечает Светлана Анатольевна. -- Да очень просто – по распределению. Было два варианта – согласитесь, выбор скромный: Викуловский и Аромашевский районы. Почему-то хотелось в последний, но тогдашний директор Пётр Георгиевич Кадушкин «сосватал» к себе, пообещав золотые горы и кусочек солнца. Шучу, конечно. Я человек сугубо городской, и ехать из города, пусть и небольшого, как Ишим, в деревню, если честно, то не очень хотелось. Тем более, что хорошо представляла себе сельскую школу. Ну, а что делать? Для того и училась, чтобы работать, а уж где работать – дело второстепенное.

Два года учила молодой педагог калининских детей физике, потом перешла на математику, да плюс должность завуча. Последние семь лет – директор школы.

-- Коллектив у нас дружный, стабильный, все предметы «закрыты», -- рассказывает Светлана Анатольевна. – Есть свои ветераны, которыми по праву гордимся. В первую очередь, это Анна Николаевна Бабушкина, ведёт литературу и русский язык, отдавшая школе почти 40 лет своей трудовой биографии; около 30 лет преподаёт немецкий Елена Фёдоровна Чернякова; такой же учительский стаж и у Зинаиды Александровны Филипповой, которая занимается в начальных классах. Есть, естественно, и молодёжь, -- продолжает разговор руководитель учреждения. – Что отрадно, – молодые учителя – наши выпускники, когда-то вышедшие из родной школы и вновь вернувшиеся в неё после окончания вузов. Светлана Аркадьевна Коровина, за плечами физмат Ишимского педа; тот же институт, только отделение технологии, окончил Алексей Иванович Филимонов, а физрук, Анатолий Николаевич Красиков, -- Тобольский.

Кадры свои Светлана Анатольевна знает прекрасно, уважает, а главное – верит в каждого. Именно это, по её мнению, и есть самое существенное в работе: доверяешь ты -- доверяют тебе. От этого выигрывают все.

Не богата была школа на медалистов, не сравнишь, скажем, с викуловскими. Единственный отличившийся – Василий Талалаев, получил «серебро» ещё в социалистическую эпоху. А тут – «посыпались». Самым урожайным был 2006 год, когда Марина Калинина за отличие в учёбе была удостоена золотой медали, а её одноклассники – Света Антюхова и Вася Боровиков – серебряных. 2008 год – медаль высшей пробы у Анжелики Фаренбрух, 2010 – «золото» у её младшей сестры Ирины.

-- Это, наверное, с моей лёгкой руки! – смеётся директор.

А, может, и действительно «с лёгкой»? Ведь по приезде в конце 80-х в Калинино Светлана не замкнулась в себе, как многие любители городских услад, не пала духом перед деревенскими трудностями (а что творилось у неё на душе, знает только она сама), а всю себя отдала делу, общественной работе. Возглавляла Калининскую сельскую Думу, несмотря на занятость, и сейчас является её депутатом, причём, по словам односельчан, одним из самых активных, полезных и авторитетных.

И сельский спорт несколько поднялся с её приходом: шахматы, настольный теннис и волейбол – её увлечения, и, пожалуй, ни одни соревнования по этим видам не проходят без участия Неродчиковой – и местного значения, и районного.

А есть у неё ещё одно, казалось бы, несвойственное для женщины занятие – рыбалка. Да, частенько в летнюю пору выезжает она или на мотоцикле или на «Жигулях» на реку Ишим, окрестные озёра посидеть на берегу с удочкой, развеяться, как выражается Светлана Анатольевна.

Рыбалка, ягоды, грибы – отдых на лоне природы, с этим трудно поспорить даже в компании скептиков и пессимистов. Но ведение личного хозяйства, и никакого-нибудь, а полновесного, крестьянского, далеко не для каждой женщины – вопрос серьёзный, проблемный. Но не для неё, во всяком разе она так считает. Что тут особенного? Накормить-напоить коровушку, телят, выгнать раненько в стадо, убрать навоз у поросят, бросить зерна курочкам, проследить за пчёлами, прополоть грядки с «мелочью», обработать картошку, полить цветы во дворе…

-- Многие удивляются, спрашивают: зачем тебе это одной? Говорю – интересно, нравится. Не верят, -- будто утверждая, машет рукой моя собеседница. Задумывается. – Иногда я и сама не могу ответить на этот вопрос – зачем? Наверное, чтобы доказать, скорее всего, себе и окружающим, что ты чего-то стоишь, что-то можешь, пусть ты и женщина, что сельский учитель – не белоручка, как некоторые считают, он не замыкается на одном процессе обучения, и что система «школа-дом-школа» уже изжила себя полностью. Ведь учитель всегда и во всём должен быть учителем.

Ну, что тут скажешь? Права Светлана Анатольевна.

А. БЕРЕЗИН

На снимке: С.А. Неродчикова

Фото автора