Деревня и сельское хозяйство всегда были синонимами
Когда на какую-то территорию завозят свиноматок, или где-то появляется предприниматель, желающий выращивать мясной скот, испытываешь чувство гордости за свой район. Не перевелись ещё настоящие крестьяне! И совершенно иные эмоции вызывает статистика по поголовью в личных подсобных хозяйствах граждан. Об этом и не только состоялся разговор за круглым столом с начальником отдела сельского хозяйства райадминистрации В.М. Михайловым, начальником Тобольской районной станции по борьбе с болезнями животных В.М. Сапожниковым и главным государственным ветеринарным инспектором по Тобольскому и Уватскому районам управления ветеринарии Тюменской области А.Н. Песцовым.
Стабильное падение
Кор.: Самый больной, наверное, вопрос, каково на сегодняшний день поголовье разных видов скота в ЛПХ?
В.М. Михайлов: Если говорить о КРС, то в Санниковском сельском поселении - минус 152 (в том числе 80 коров) за год, в Ачирском - минус 94 головы (69), в Ушаровском стало меньше на 32 головы (14), в Полуяновском - на 27 (19), а ведь в Шамше и Байгаре всегда скот был. В целом поголовье сократилось на 312 (265) животных. А ведь корова всегда была кормилицей. О чём думает население?
Кор.: А снижение произошло только по КРС?
В.М. Михайлов: Например, в Ермаково была одна свинья, стало четыре - рост 400%. В Байкалово было шесть голов, стало 36 - рост на 600%. Разве это похоже на прежнюю деревню? Рост наблюдается в Верхнеаремзянском, Ворогушинском, Дегтярёвском, Надцынском и Ушаровском сельских поселениях. В целом же снижение свинопоголовья не очень большое - 178 голов.
На 17 марта на территорию района были завезены 37 свиноматок: 17 в Малозоркальцевское сельское поселение, 14 - в Верхнеаремзянское, по две - в Хмелёвское и Байкаловское. Скоро привезут свиноматок для карачинцев. Это радует. Но я бы сказал, что программа на территории района работает плохо. ЗАО «Рощинское» реализует свиней из расчёта 90 рублей за килограмм, только чтобы продать. Это хорошая цена.
В.М. Сапожников: Мне кажется, свиноматки ситуацию со свиньями в районе не изменят. В Полуяновой держали 140, осталось 29. В Кутарбитке было 125, стало 55.
В.М. Михайлов: В Полуяновой держали Осколковы. Не стали - вот и падение. В Загваздинском сельском поселении работал М.А. Богданов. Теперь он тоже пускает животных под нож. По 10-12 голов продаёт на ярмарке.
В.М. Сапожников: Заведующая лабораторией в ТК «Ермак» Н.А. Ильиных берёт пробы на органолептику и говорит, что очень ароматное мясо поступает из хозяйств Богданова и «Герефорда». В рационе свиней - и зерновые, и картофель, а в «Герефорде» даже рыбой кормили.
Кор.: Как за год изменилось поголовье мелкого рогатого скота?
В.М. Михайлов: Сохранили численность и показали положительную динамику хозяева в шести из 22-х сельских поселениях. Например, на Овсянниковской территории было 98, а стало 374 животных. Однако в целом небольшое падение есть. Снижение произошло и по лошадям. Сейчас в числе лидеров Лайтамакское сельское поселение - 103 головы, в то же время в Ачирском - восемь. На полуяновской террито-рии - 95, а на санниковской - 69. Много лошадей было в Ворогушинском сельском поселении, теперь осталось десять, в Загваздинском - 18. Только в Епанчиной сколько их было!
Кор.: Я вижу, птицы стало меньше почти на 900 голов.
В.М. Сапожников: Птенцы стали дороже. На птицефабрике в Каскаре - 49 рублей цыплёнок плюс транспортные расходы. Комбикорм подорожал, зерно. При этом в «Монетке», «Пятёрочке» мясо бройлера стоит 74 рубля за килограмм. Ради интереса взял, сварил - не хуже каскаринского. Но чем кормили птицу, если такая цена?
А.Н. Песцов: Может быть, стимуляторы роста, антибиотики использовали. У нас на территории вырасти хотя бы 1000 голов и попробуй продать. Возникнет проблема с реализацией.
В.М. Михайлов: Например, в «Шарк-Агро» вырастили более 14 тысяч кур и реализовали полностью через кафе на трассе, ещё отправили в Челябинск. Уральцы везут мясо к нам, а мы - к ним, и наше мясо там ценится.
в чём причина?
Кор.: Чем, по вашему, вызвано падение поголовья?
В.М. Михайлов: Дорогими кормами. И это несмотря на то, что на территориях работают кооперативы, проводится закуп молока. Уменьшаются и посадки картофеля. Казалось бы, что проще, сажай картофель и корми скот. Кроме того, сейчас хорошо развита торговля. Наверное, пожилые селяне, опираясь на свой трудный жизненный опыт, настраивают молодёжь: «Зачем держать корову, косить сено, ухаживать за животным, когда можно купить молоко в магазине?», и те принимают это как истину. Как убедить людей, что в деревне натуральное хозяйство всегда было, и эту традицию надо продолжать?
А.Н. Песцов: Поводы к снижению поголовья всем известны. Централизованного закупа молока и мяса у нас практически нет, закупочные цены низкие.
Кор.: А по какой цене сегодня гормолзавод принимает молоко у кооперативов и хозяйств?
В.М. Михайлов: Высший сорт - 16-50 плюс три рубля субсидии минус полтора, что забирает кооператив. 90% молока сдаёт высшим сортом мини-ферма Р.А. Холодо-вой. От кооперативов принимают в основном вторым сортом. И одна трёхлитровая банка несвежего молока испортит всю бочку.
В.М. Сапожников: Цена за литр невысокая. Если говорить, насколько хозяйствам удобно работать с гормолзаводом, то руководство предприятия всегда идёт на встречу, входит в положение производителя, иногда и в счёт будущих поставок даёт деньги.
Кор.: Теперь мясокомбината нет. Селяне, может быть, и сдавали бы мясо, но нередко приходится слышать, что закупочные цены очень низкие. А у кого-то и с забоем скота есть проблемы.
В.М. Михайлов: Я считаю, что убойный цех в районе должен быть. По югу области этот вопрос решают.
А.Н. Песцов: С нашим объёмом скота целесообразно ли держать цех?
В.М. Михайлов: В крестьянском хозяйстве С.А. Шахбанова (с. Малозоркальцево) цех практически готов. Кроме того, хозяин планирует разместить в Бронниково откормочную площадку на полторы тысячи голов. Эта мысль правильная.
А.Н. Песцов: Надо иметь много свободных средств, чтобы закупать и держать скот. Для более или менее крупного хозяйства, например, «Рассвета» привезти 20 голов на убой проще, частнику - проблема.
Кор.: Даже при наличии забойного цеха не факт, что там будут принимать скот по хорошей цене.
А.Н. Песцов: Оптовая цена, в Тюмени 140 рублей.
Кор.: Однако реальная цена может не превысить ста.
Причин уменьшения поголовья всех видов животных в личных подсобных хозяйствах не так уж и много. Не случайно такие хозяйства называют подсобными. Вероятно, население и без скота не бедствует. Вот и наблюдается в целом по району падение поголовья практически по всем пунктам.
Главное - здоровье
Кор.: Но хотелось бы затронуть вопрос здоровья животных в личных подсобных хозяйствах селян, поговорить о качественном составе.
В.М. Сапожников: Сколько бы скота в районе ни было, ветеринарная обработка необходима. В целом по бруцеллёзу, туберкулёзу обстановка стабильно благополучная. Обработки проводим регулярно весной и осенью. Против сибирской язвы, эмкара прививки бесплатные. Анализ на лейкоз стоит 100 рублей, потому что исследование крови проводится в лаборатории.
Кор.: Несколько лет назад ситуация с лейкозом была довольно острой. Что изменилось за это время?
В.М. Сапожников: По лейкозу редкие, единичные случаи время от времени выявляются. Было много больных животных в Дегтярёво, Санниково, Байкалово, но с проблемой справились. РИД-положительных животных убрали. Поголовье регулярно обследуем.
Кор.: Сейчас специалисты администрации должны фиксировать даже наличие кошек и собак - не только домашний скот. Вы пользуетесь этими сведениями?
В.М. Сапожников: За год каждая голова должна пройти двукратное обследование. Ситуации бывают разные, где-то хозяева отказываются от обработок. А тут задержали человека, торговавшего мясом без справки, да «промариновали» его неделю. После этого в сельском поселении, где он живёт, 103 животных на обработку набрали - никогда столько не было.
А.Н. Песцов: Самый надёжный способ работы - подворный обход. Сейчас скот дома. Осенью, если он ещё на пастбище, о своём приезде извещаем заранее, связываемся с главами сельских поселений, информируем население. Если не всех обследовали, приезжаем повторно.
Кор.: Как за последние годы изменилось здоровье общественного стада?
А.Н. Песцов: Из предприятий молочного направления у нас в районе только «Рассвет». Мы с ними работаем и по вопросам воспроизводства стада, и по обработке, боремся с лейкозом. Ситуация значительно улучшилась, потому что гематологических больных коров убирают. Чтобы стадо было здорово, надо соблюдать три основных правила: больных животных содержать отдельно от здоровых, вскармливать телят искусственными заменителями молока и соблюдать все правила асептики и антисептики.
В «Герефорде» есть свой ветврач. Там скот здоров.
Кор.: Если речь идёт о приобретении скота, может ли это происходить бесконтрольно?
А.Н. Песцов: Когда на территорию района неизвестно откуда завозятся свиньи, нужно быть особенно внимательными. В южных регионах России свирепствует африканская чума свиней, вакцины от которой нет. Очень важна и ответственность хозяев. Если животные пали, нельзя просто вывезти трупы в лес и закопать - надо сообщить в ветслужбу, чтобы определить причину и, может быть, предотвратить последствия.
Хозяйства обычно сообщают, где и какой скот хотят закупить. Мы делаем запрос через Тюмень, насколько благополучна территория или хозяйство. Однозначно могу сказать, те свиньи, которых сейчас завозят в район, с благополучной территории.
Какое мясо едим
Кор.: У нас есть достаточно крупные ЛПХ, например, С.Ш. Муратбакиевой, крестьянские хозяйства Ф.Ф. Махмутовой, Х.Х. Яна-баева. У них вы тоже обследуете скот? Проверяете ли мясо, которое они продают?
А.Н. Песцов: Обязательно обследуем. Если забивают скот, то мясо хозяева привозят на обследование. На всех рынках есть государственные врачи - эксперты. Только они имеют право клеймить туши и выдавать документы.
Кор.: А есть ли на территории района неучтённый скот?
В.М. Михайлов: Такие факты есть. Иногда и к нам в отдел сельского хозяйства обращаются - хотят получить субсидии. Тут выясняется, что, по официальным данным, никакого скота у человека нет. Объясняют это просто: если его показать, то придут огромные счета за воду.
В.М. Сапожников: В государствах, входящих в ВТО, все домашние животные должны быть чипированы.
А.Н. Песцов: В ВТО запрещается и продажа мяса, если животное было забито во дворе.
В.М. Михайлов: Пока эти санкции не вступили в силу. До 2017 года есть время, но надо готовиться. Мы реализуем целый ряд программ, направленных на поддержку сельхозтоваропроизводителей. Потом давать какие-либо субсидии запретят. Можно будет использовать, например, методы интеграции или инвестиционных проектов.
Кор.: Тогда, вероятно, селяне вообще перестанут держать скот. А откуда сейчас в тобольские торговые точки привозят мясо? Кто контролирует качество?
А.Н. Песцов: В Тобольске три основных поставщика: «Мясной двор», «Золотой телёнок» и ТПК «Сириус». В основном везут из Омской и Курганской областей. Это мясо ветврачи проверяют. Если его ввозят из-за границы, то проверяют на оптовых базах в Тюмени. Сейчас многие в нашей области отдают предпочтение охлаждённой продукции. Она при соблюдении всех условий хранения имеет срок годности восемь-десять дней.
Кор.: Но кроме крупных супермаркетов, в которых поставленную продукцию проконтролировать проще, есть ещё и мелкие торговые точки.
А.Н. Песцов: Конечно, каждую точку мы физически не сможем охватить. Плановые проверки проводим один раз в три года. Возможна проверка по жалобе.
Опасность есть?
Кор.: Совсем недавно был выявлен случай бешенства. Насколько могут быть опасны дикие животные для домашних и человека?
А.Н. Песцов: Когда был выявлен нынешний случай, мы оперативно выехали на территорию Подрезовой. Провели подворный обход, побеседовали с хозяевами, вакцинировали всех кошек и собак, даже тех, что привили осенью.
Ещё раньше вместе с охотоведами в два этапа провели вакцинацию диких животных. Несколько тысяч капсул с вакциной были закатаны в рыбный фарш и разбросаны по большой территории. Если говорить о заболеваемости бешенством в Тобольском районе, то здесь ситуация более или менее благополучная.
На что ориентируемся?
Кор.: Скоро завершится очередной учебный год, и выпускники будут поступать в учебные заведения. Выбирают ли ребята агропромышленные специальности?
В.М. Михайлов: В этом году есть выпускник, который планирует поступать на специальность «ветеринария» в Государственный аграрный университет. Ещё один заканчивает первый курс того же вуза. Появились желающие стать охотоведами, ихтиологами.
Кор.: Возможно, старшеклассники сделают правильный выбор. А их родители, пока не введены санкции в связи с вступлением в ВТО, воспользуются теми программами поддержки сельхозпроизводителей, которые существуют. Хочется верить, что в следующий раз, при перерасчёте поголовья, мы не будем в минусе.
Елена ЛИМОРЕНКО, фото Тимура Карымова