Медиакарта
0:40 | 25 декабря 2024
Портал СМИ Тюменской области

Иван Бобков: Банк Москвы будет развиваться вместе с Тюменью

Иван Бобков: Банк Москвы будет развиваться вместе с Тюменью
14:39 | 01 апреля 2014

Банк Москвы начал активную экспансию в Тюменской области с 2012 года. В условиях растущей конкуренции банк сумел занять свою нишу на рынке и продолжает наращивать кредитный портфель.

О работе банка с муниципальными предприятиями, исполнителями госзаказа, а также об уникальных продуктах для среднего и малого бизнеса в регионе рассказал в интервью корреспонденту «Тюменской линии» директор регионального офиса Банка Москвы в Тюмени Иван Бобков.

Чем интересна Тюмень Банку Москвы?

Учитывая специфику региона - одного из самых стабильных, динамично развивающихся, инвестиционно привлекательных в России - нам интересна Тюмень с точки зрения комплексной работы. Это кредитование и расчетно-кассовое обслуживание компаний среднего и малого бизнеса, работа с жителями. По исследованиям Forbes, самые большие объемы банковского кредитования в России как раз приходятся на юг Тюменской области, ХМАО, ЯНАО и Магадан. Сильное и состоятельное население плюс стабильные и диверсифицированные предприятия – стабильный и богатый регион. Учитывая историю развития региона, государство вкладывало деньги в добычу углеводородов (нефти и природного газа), строительство газо- и нефтепроводов, а развитие социальной инфраструктуры откладывалось на потом. Правительство Тюменской области приняло ряд региональных программ по развитию здравоохранения, образования, спорта, ЖКХ, много внимания власти уделяют строительству социальных объектов, жилья, транспортной инфраструктуры. Мы же, повторюсь, являемся банком территориального развития. Что это значит? Наша главная задача - реализация приоритетных федеральных и региональных проектов. Банк готов к глубокой интеграции в экономику каждого региона, где он работает. Учитывая накопленный опыт в этой сфере и наши знания региональных особенностей, мы видим, где и чем можем быть полезны для предприятий малого и среднего бизнеса Тюменской области. Мы хотим развиваться вместе с Тюменью. Нам здесь быть и быть надолго.

В Тюменской области действует довольно много сильных игроков банковского рынка. Чем именно Банк Москвы может быть интересен и полезен для региональной экономики?

Долгое время наш банк был опорным банком столицы. В работе с городским хозяйством Москвы был накоплен богатый опыт, разработаны под эту специфику технологии. Все это активно транслируется в регионы - Банк Москвы имеет широкую региональную сеть на территории РФ. При этом важно не путать: Банк Москвы не стремится напрямую кредитовать бюджет. Основное наше внимание сосредоточено на работе с подрядчиками (региональными компаниями малого и среднего бизнеса), занятыми в исполнении государственного или муниципального заказа, контрактов предприятий ТЭК и других компаний федерального уровня. Мы поддерживаем производство. За счет того, что в банке есть глубокое понимание специфики проблем городского хозяйства и многие бизнес-процессы у нас отлажены под муниципальный рынок, мы можем гарантировать высокую гибкость и оперативность принимаемых решений, а также предложить полную продуктовую линейку и комплексное обслуживание.

Вы упомянули о работе в сфере госзаказа. Каким образом Банк Москвы работает в этой сфере?

В этом вопросе есть несколько направлений. Прежде всего стоит отметить, что Банк Москвы является партнером и акционером Единой электронной торговой площадкой (ЕЭТП – www.roseltorg.ru ) – это вторая по величине торговая площадка в РФ. Это наше безусловное преимущество. С помощью этой системы можно эффективно выстраивать отношения между бизнесом, заказчиком (муниципальной и региональной властью) и банком как связующим звеном. Второе направление – это дополнительный сервис для участников торгов: предприятий малого и среднего бизнеса, предоставление кредитных линий для участия в торгах, на обеспечение первоначального взноса и предоставление банковской гарантии, для победителей торгов – это около 20% от стоимости выигранного контракта. Третье направление – предоставление кредитных ресурсов на исполнение условий выигранных конкурсов и заключенных в рамках их контрактов. Говоря о госконтрактах, мы имеем ввиду не только заказчиков (органы исполнительной власти, бюджеты округов и муниципалитетов и т. д.), мы включаем компании, которые работают с определенной долей государственного участия, вертикально интегрированные компании и их дочерние структуры, компании естественных монополистов не только на федеральном, но и на региональном уровне.

Какие привилегии получают заказчик и подрядчик?

Если говорить о плюсах заказчика, то банковские сервисы помогают обеспечить контроль и прозрачность, увеличить конкуренцию, а значит расширить выбор, сократить издержки и снизить конечную стоимость контракта. Если говорить об участие на ЕЭТП, наши клиенты получают кредиты по достаточно низким процентным ставкам. Для участия в торгах беззалоговые кредиты и процентная ставка около 7% годовых. Когда мы финансируем исполнение госконтракта, то залогом и обеспечением по нему идет выручка по этому контракту, мы не требуем дополнительного обеспечения, при этом мы не кредитуем компании портфельного уровня.

Другой немаловажный момент: компаниям, многократно или регулярно участвующим в торгах, мы предоставляем кредитную линию, которой они могут пользоваться каждый раз при подаче очередной заявки, и для этого не требуется дополнительного одобрения кредитного комитета, а если компания, получившая в результате аукциона госконтракт, собирается развивать бизнес именно в данном сегменте, ей может быть предоставлена еще и банковская гарантия, также обязательная по закону.

Появились ли в Банке Москвы новые продукты, услуги для корпоративных клиентов, новые направления деятельности?

Если говорить о предприятиях малого бизнеса с годовым доходом до 300 млн рублей, то для них в 2013 году мы значительно расширили нашу продуктовую линейку. Появились кредиты на развитие бизнеса до 150 млн рублей на 5-7 лет. Это предложение пользуется спросом у тех компаний, которые хотят развиваться – тиражировать свой бизнес, укрупнять его или перепрофилировать. Второе предложение - «Коммерческая ипотека», целевой кредит на покупку объекта коммерческой недвижимости, в залог идет приобретаемый объект. Максимальная сумма ипотечного кредита также может достигать 150 млн рублей со сроком кредитования до 5-7 лет. Это предложение интересно компаниям, которые желают выкупить арендуемое помещение и из арендатора превратиться в собственника либо просто приобрести коммерческую недвижимость для собственных нужд или последующей сдачи в аренду. Третье предложение - «Бизнес-успех» - это микрокредитование, когда суммы до 3 млн рублей выдаются без залога.

Для компаний среднего бизнеса с годовым доходом от 300 млн до 10 млрд рублей доступны те же кредитные продукты, но только с большими суммами, длинными сроками и индивидуальными условиями. В этом секторе новинки не столько в продуктах, сколько в сегментах бизнеса, с которыми Банк Москвы работает, – компании городского и коммунального хозяйства, сферы ЖКХ и т. п., что мы называем муниципальным бизнесом. Для них и не только - кредитование под исполнение контрактов. У банка также есть продукты, которые работают по направлениям государственно-частного партнерства (ГЧП) и концессионных соглашений.

Каким будет 2014 год для банковской сферы?

Если говорить о российской банковской системе, то надо отметить, что здесь накопились проблемы, которые рано или поздно надо было решать. Меры, принимаемые ЦБ, нельзя считать чересчур мягкими или суровыми – их надо считать необходимыми. Одной из основных задач, которые возложены на Банк России, является поддержание стабильности банковской системы. Банки с низким уровнем достаточности капитала, а также с дырами в балансах являются неустойчивыми, следовательно, предоставляют угрозу общей стабильности финансовой системы в случае макроэкономических шоков (аналогичных шоку во время кризиса 2008 г.). С этой позиции действия ЦБ, направленные на поддержание стабильности финансовой системы, являются оправданными. Банковская система должна оздоровиться.

Какие еще тенденции, кроме отзыва лицензий, можно выделить на банковском рынке РФ в 2014 году? По всей видимости, продолжим наблюдать замедление темпа роста кредитования физических лиц. Вероятен рост просрочки по кредитам физических лиц. В целом ужесточение действия регулятора может также проявляться в повышении действующих нормативов в части капитала, резервирования и т. д. Думаю, что ключевым полем для конкуренции станет сегмент кредитования компаний среднего и малого бизнеса.

Что принесет 2014 год Банку Москвы?

Что касается Банка Москвы, то отмечу, что у нас мощный акционер. Благодаря этому у нас есть бесперебойная возможность кредитования, чего лишены клиенты многих даже крупных банков, а также возможность расширения сети. Судя по публикуемой статистике, у многих кредитных организаций тает ресурсная база и вопрос выживаемости встает для них достаточно остро. В Банке Москвы есть понятная четкая специализация: средний бизнес и городское хозяйство, есть возможность наращивания клиентской пассивной базы за счет продуктовой линейки. У нас очень работоспособная и квалифицированная команда, современные технологии, мы универсальны и готовы работать с разными категориями клиентов. Отмечу, что в 2014 году мы планируем развивать сотрудничество и финансировать предприятия сферы ЖКХ, а также подрядчиков, выполняющих работы по модернизации инженерной инфраструктуры городов. Эти услуги, по нашему мнению, будут пользоваться большим спросом на фоне изношенности коммунальных сетей на уровне около 60%.

На каких направлениях сделает акцент Банк Москвы в своем развитии в Тюменской области?

Мы планируем активно работать по ГЧП-проектам, в частности, в рамках концессионных соглашений и можем предложить региональной и муниципальной власти свои услуги финансирования подобных проектов, свой опыт работы с подрядчикам. В рамках ГЧП мы готовы участвовать в строительстве новых школ, детских садов, спортивных объектов, дорожного и коммунального строительства, программах капитального ремонта, расселении ветхого и аварийного жилья. Для юга тюменского региона пока эти направлениями являются новыми, все проекты находятся в стадии обсуждения, переговоров с представителями органов власти, инвесторами и партнерами, в ХМАО и ЯНАО эти процессы идут более активно. Почему? Законодательство для государственно-частного партнерства двухуровневое: есть федеральный закон с общими принципами и должен быть региональный, который у нас на юге не принят. Это вопрос законодательной инициативы – депутатов и/или органов исполнительной власти. Мы готовы не только финансировать, но и оказать методологическую помощь в данном направлении.

Тема ГЧП архиважная – активно поддерживается на федеральном уровне, очень нужная и перспективная, особенно в условиях увеличивающегося бюджетного дефицита, потому что потребности в реконструкции, модернизации и расширении социальной, транспортной и т. п. инфраструктуры у нас в регионе очень большие. Думаю, что для Тюмени реализация ГЧП и концессионных проектов – это вопрос только времени.

Автор: Шемякина Ирина