Медиакарта
20:01 | 29 марта 2024
Портал СМИ Тюменской области

Патриотическая эйфория

Патриотическая эйфория
12:08 | 02 апреля 2014
Источник:

ДОСЬЕ: Михаил ГАРДУБЕЙ (по паспорту – Гардобей) – заслуженный художник России. Родился 8 февраля 1948 г. в селе Комянское Иршавского района Закарпатской области. Участник областных, зональных, республиканских, всесоюзных и международных выставок (Австрия, Германия, Голландия, Франция и Польша). Автор персональных экспозиций в Германии, Тюмени, Ханты-Мансийске. Доцент кафедры средового и графического дизайна Института архитектуры, дизайна и визуальных искусств ТГАКИСТ.

Митинг в поддержку присоединения Крыма, сбор средств и книг в пользу крымчан – украинская тематика не сходит со страниц газет и экранов телевизоров. В этом контексте даже выставка в Музее изобразительного искусства, посвященная 200-летию Тараса Шевченко, уже не воспринимается как событие сугубо культурное.

Один из залов экспозиции занимают работы известного тюменского художника Михаила ГАРДУБЕЯ. Интерес к украинской тематике для него не дань моде. Родившийся в Закарпатье, он пронес его через всю жизнь. Гардубей – в числе тех, у кого до сих пор нет электронной почты. Интернетом он не пользуется принципиально. Говорит, для того чтобы сохранить себя – Интернет заедает. Впрочем, от информации в наш век все равно никуда не деться. Об этом, о событиях на Украине, о роли культуры и о том, чем немецкие гимназии лучше российских вузов, наш разговор с художником.

Край противоречий

– Михаил Михайлович, когда мы с вами договаривались об интервью, вы с ходу сказали, что не станете говорить о политике. Почему? Вас часто спрашивают об этом в последнее время?

– Чтобы говорить на эту тему, нужно быть в гуще событий. Журналисты дают противоречивую информацию, ей сложно доверять. Ангажированность СМИ я сравниваю с проституцией. Но проститутку можно понять – она зарабатывает себе на хлеб. Но когда за деньги манипулируют судьбами людей, это уже перестает быть чьим-то личным делом.

В Украине я бывал каждый год. Киев был любимым городом, там живут друзья... Сейчас это достаточно противоречивый край, и я не знаю, как к нему относиться. Непонятно, кто и чего там хочет сегодня. Там много хороших, душевных людей. Но страна закрыта от информации с нашей стороны. Люди отравлены информационной войной. А эта зараза хуже, чем яд – друзья мгновенно стали врагами. Когда мои тюменские друзья звонят своим знакомым или родственникам на Украине, те просто не берут трубку.

С другой стороны, нельзя так категорично называть бандеровцами западных украинцев. В свое время дивизия Галичина понаделала много негативного. Но когда закончилась война, все это обросло легендами о том, что эти люди боролись за свободу Украины и ее народа. Так воспитывали детей, а они – своих детей. Ну в чем их теперь винить? Не могу судить, по всей видимости, там есть что-то, чего я не знаю, поэтому я и не хотел высказываться.

Не хватает культуры

– А вообще творческие люди в этой ситуации должны высказывать свою точку зрения? Или это слишком ответственно?

– Ну, Макаревич вот высказался... Что касается искусства, оно должно свое дело делать. Это средство для общения между людьми, вещь, довольно интимная. Искусство, кстати, гораздо гуманнее политики, демонстраций и так далее. Оно воздействует на конкретную личность. А всякая личность выбирает то, что по душе. Ответственность художника перед обществом заключается в том, чтобы проповедовать гуманизм.

Вообще многое в стране зависит от уровня культуры. В России с этим большие проблемы. Такой предмет, как «изобразительное искусство», в школах почти не встретишь. Может, в городе и есть, а вот в селах наших сибирских ничего не найдешь. Школьникам не преподают ни историю искусств, ни историю культуры. То же с музыкой. Все базируется на шоу– бизнесе – развлекаловке. Притом что народ наш – очень талантливый. И вот эти ребята заканчивают школу, пробиваются в университет и с таким вот уровнем понятий о культуре становятся руководителями.

Я был в немецких гимназиях – там уровень подготовки иногда даже выше, чем в наших институтах. Не так уж много школьников после этого идет в художественный вуз, но все они могут воспринимать культуру.

Если бы у нас к эмоциональному началу добавились теоретические знания, наверное, мы бы не устраивали Год культуры. Не знаю, кто это придумал, это просто смешно. Чтобы наладить культуру, семи миллиардов нам не хватит.

Посмотрите, что сегодня натворили в Киеве. Это ведь тоже не от очень высокого уровня культуры.

– Как это связано с культурой?

– Культуру можно сравнить с верой, религией. Образованный, культурный человек добровольно берет на себя какие-то обязательства, знает, что можно, а что нельзя.

Собственно говоря, эти заповеди существуют уже несколько тысяч лет – не убий, не укради... В советское время культура финансировалась по остаточному принципу. Но при этом были мероприятия – Неделя изобразительного искусства в Тюмени, Дни культуры Тюменской области в Таджикистане, Казахстане. К нам приезжали с пловом, с песнями. Когда у людей есть возможность вот так общаться, между ними нет границы – мол, ты казах, а я русский и так далее. Культура – это, наверное, первое, что нужно человеку после хлеба, пищи. Все сводится к культуре.

Не разочаровать

– А как вы относитесь к тому, что в Тюмени собирают книги для жителей Крыма? Денежный счет тоже открыли, правда, собрать удалось пока только немногим больше миллиона...

– Если это просто мероприятие и делается не искренне, то лучше не надо. Литература, искусство – все это очень личное. Что касается денег... У нас ведь тоже есть масса людей, которым надо помочь. Да те же лекарства купить, например, чего стоит! И потом, вот собрали миллион. А кто? Скорее всего, пенсионеры, бюджетники. Наверняка есть в Тюмени и предприниматели, в том числе украинского происхождения. Вряд ли они свои кошельки раскрыли.

Сейчас во всех городах кричат: «Своих не бросаем», митинги проводят – меня тоже позвали. Я не пошел, но это не значит, что я не солидарен. Я найду, где свое мнение сказать, для этого не обязательно на площадь выходить. То, что народ в Крыме организовался, принял единое решение, дорогого стоит. Но зачем шуметь по этому поводу? Дай им бог хорошо устроиться. Но у всякой эйфории есть обратная сторона – важно не разочаровать.

На этой волне хорошо поднялся уровень патриотизма. Но этот патриотизм не терпит кого-то еще. Это как болельщики на стадионе. Кто-то правильно заметил: «Раньше на футбол шли хорошую игру смотреть, а теперь – друг другу морду бить». Так же и здесь.

– Вы как-то сказали, что в советское время художники научились носить фигу в кармане... Сейчас никаких запретов нет. Молодым художникам стало проще пробиться?

– «Вопреки» всегда все делается более качественно. Сейчас запретов нет, но я сам себе ищу запреты. О молодых художниках судить сложно. Они другие. Мое поколение воспринимает мир более глобально. Сейчас больше развит прикладной подход. В советское время это называли мелкотемьем.

При всех цифровых технологиях сегодняшнее поколение взрослеет, точнее, мудреет, медленнее.

Ульяна ПЛЮСНИНА

Фото из архива Михаила ГАРДУБЕЯ