…Те из нас, что связали свою судьбу с воспитанием детей, продолжают жить детством и во взрослой жизни.
История развития дошкольного образования в селе Красноорлово ведет начало с довоенных лет. Наше село создано в 20-х годах прошлого столетия, вначале это была коммуна «Красные орлы», которая зарождалась в деревне Крашенево Армизонской волости. Затем в 1930 году коммуна перешла на колхозный устав и слилась в единое хозяйство с колхозом «Клич Ильича» деревни Крашенево. На месте коммуны, где до этого были луга да перелески, окаймленные со всех сторон чистыми озерами, выросло большое село, называвшееся Куричихой, а потом переименованное в Красноорлово. Почетное название коммуны носил и один из старейших совхозов Армизонского района «Красноорловский».
С зарождением села, с образованием рабочих мест начался наплыв новых жителей, переселенцев из других местностей. Первые семьи, поселившиеся в селе, были полными, то есть в них имелись не только родители и дети, но и бабушки с дедушками. Вот эти-то бабушки да дедушки и помогали на первых порах молодым родителям в воспитании детей. Переселенцы же зачастую прибывали из других областей, не имея возможности перебраться на новое место жительства со своими родителями и поэтому испытывали трудности по воспитанию и догляду своих детей. На основе этого стали создаваться детские ясли, куда принимали детей с рождения и до 5-6 лет. Работающим матерям при рождении ребенка полагался декретный отпуск - один месяц, после этого они выходили на работу и сдавали своих детей в ясли. Первые годы работа детских яслей ограничивалась присмотром за детьми, сохранением их жизни и здоровья, поэтому в яслях работали простые крестьянки, желающие ухаживать за чужими детьми. Продукты питания выделялись из общественных складов, разнообразием меню не изобиловало. В послевоенное время, ввиду трудности снабжения некоторыми продуктами питания, родителям приходилось приносить их из дома - например, молоко. Сварит повар «горошницы» на всех, разложит по чашкам-тарелкам, а в бокалы свое молочко наливали - так и питались. В это же время в яслях появились воспитатели, которые непосредственно занимались с детьми – они читали детям книжки, пели песни, водили хороводы, выводили детей на прогулки, проводили закаливающие мероприятия.
Одно время ясли в Красноорлово находились в деревянном здании в центре села, на месте последней совхозной столовой. Здание состояло из нескольких помещений: приемной-раздевалки, кухни, комнат для кормления, игровой, спальни и туалетной. В яслях было печное отопление, дрова привозились хлыстами, а затем работники яслей по очереди пилили их на чурки, кололи и складывали в поленницу.
Заведовала первыми яслями А.Н. Жигалковская, а муж ее заведовал МТМ. С молодых лет и до выхода на пенсию поваром в яслях работала Логинова Василиса Григорьевна, которая по совместительству была и истопником. Нянями работали Федосова Нина Ивановна и Екимова Агафья Кузьмовна (баба Аганя), несколько лет - Екимова Варя, воспитатель – Русина Зоя. В 1956 году ясли переводят в другое помещение, расположенное на берегу озера по улице Ленина и преобразовывают в детский сад. В разное время заведующими работали Скворцова Александра, Каргаполова Таисья; с этого периода няней в садике стала работать Речитских Елизавета Трофимовна, продолжая трудиться до пенсии.
Затем снова переводят детский сад в центр села в приспособленное помещение.
При усовершенствовании труда в сельском хозяйстве требовались различные специалисты.
Строились новые телятники, коровники, мастерские, началось активное жилищное строительство. С созданием новых рабочих мест, увеличилось и население жителей совхоза «Красноорловский». Увеличился состав учеников и учителей школы, возросло и количество детей – дошкольников. И в 1965 году в совхозе «Красноорловский» было построено каменное здание нового детского сада «Колосок» на две группы: ясельная и старшая. В ясельной группе работали посменно три няни и медсестра, в тот период это - Е.Т. Речитских, З.Н. Степанова, В.В. Никишова, Ямщикова Валя – медсестрой. Заведующей нового детсада была Третьякова Таисья Игнатьевна, она сменила Зарубину Альбину Федоровну. В старшей группе работали воспитатели Фадеева Нина Ивановна, Петрова Галина Робертовна. В помещении детского сада для каждой группы была приемная, групповая, где проводились занятия, в ясельной группе отдельная спальня, имелась кухня, прачечная, складские помещения для продуктов и мягкого инвентаря, кабины заведующей и медицинский.
Оснащенность детского сада необходимой мебелью, игрушками, педагогическими пособиями стояли на первом месте вопросов у заведующей детского сада.
Более 15 лет руководила нашим садиком Иванова Татьяна Александровна, в годы ее работы обновился весь инвентарь, мебель, был произведен качественный ремонт и покраска, расширился ассортимент дидактического материала для занятий. 25 лет педагогической деятельности отдано детям-детсадовцам Орловой Верой Ивановной, ветераном труда. Ее стиль работы: четкое соблюдение режима дня, методически грамотное ведение занятий, педагогическая пропаганда воспитания, обучения и развития среди родителей и коллег. Деятельность воспитателя основывалась на решении задач всестороннего развития дошкольников, их дальнейшей подготовки к обучению в школе. Проводимые ею открытые занятия, выступления на заседаниях районного методического обучения укрепляли авторитет педагога среди коллег и родителей. Учителя начальных классов под руководством завуча школы К.Н. Мишеничевой планировали и проводили совместную работу по преемственности детского сада и школы. В то время не было в саду музыкального работника, но какие же праздники и развлечения проводились! Каждый ребенок был задействован, каждому дана роль – роль, раскрывающая творческий потенциал ребенка, дающая возможность быть сопричастным с красивым, прекрасным. Эти праздники объединяли детей в сплоченный коллектив, развивали эстетические, патриотические чувства. А что творилось на новогодних утренниках! Кажется, вся деревня приходила на елку в садик, хватало мест, люди стояли даже в дверях раздевалки, лишь бы посмотреть новогоднее представление детсадовцев. Дети любят сказки, верят в сказки, и эту веру им помогают сохранить работники дошкольного образования.
В ясельной группе около 20 лет проработала воспитателем Приймак Галина Ивановна, первой помощницей воспитателя была медсестра Григорьева Любовь Георгиевна. В разное время воспитателями работали Е.И. Башкирева, Н.Н. Усольцева, Н.А. Вольнова, Н.Г. Григорьева, В.И. Иванова, Е.А. Григорьева, Н.П. Столбова, И.А. Богданова. Незаменимым помощником воспитателя старшей группы была няня Степанова Валентина Кондратьевна – «наша тетя Валя», как звали ее ребятишки. Любительница петь, танцевать, она водила хороводы, пела песни, плясала с детьми, в летний период заменяла воспитателя в отпуске. Много хороших, душевных женщин работало в нашем детском саду. А наша прачка Визнер Эрна Ивановна, эта женщина – рукодельница! Не было раньше готовых костюмов для новогодних праздников, так она шила и платья – снежинки, и костюмы зайчикам и петрушкам. Конечно, в этом ей помогала Н.Г. Григорьева, это она сшила изумительно красивые наряды лисички, белочки, национальные костюмы грузинов, украинцев, русских.
Каждый праздник, каждое занятие, любая прогулка и игра воспитывали и развивали детей. Много совместных мероприятий проводилось с родителями, методический кабинет пополнялся различными пособиями. Когда в 1982 году вся страна готовилась в конце года отметить 60-летие образования СССР, на педсовете было решено одеть 15 кукол в национальные костюмы 15-ти союзных республик. Весь коллектив детского сада включился в эту работу: проводились занятия, беседы по знакомству с культурой народов СССР, разучивались стихи, песни, танцы, исполняемые не только на праздниках в детском саду, но и на сцене местного клуба.
В дошкольном детстве основной вид деятельности – игра. Игра развивает, учит, помогает ребенку узнать окружающий его мир. Сюжетно-ролевая игра способствует развитию личностных отношений ребенка, его адаптация в повседневной жизни. Создание игровых ситуаций, введение в игровую зону ребенка помогают атрибуты разных игр. Готовых атрибутов не было, как сейчас - все делалось руками воспитателей и родителей. Кто не работал воспитателем детского сада, тот и не знает, что ничего ненужного не бывает, весь бросовый материал когда-нибудь пригодится, и поэтому собирались и складывались любые коробочки, бутылочки, флакончики, лоскуты ткани, обрезки дерева, картона, фанеры, а в последующем они превращались в различные пособия и атрибуты для занятий и игр.
В связи с реформированием совхозов многие люди, имеющие детей, стали покидать родные места в поисках лучшей жизни и условий для развития детей. Наполняемость садика резко упала, и в конце 1994 года детский сад прекратил свою деятельность.
После десяти лет затишья вновь появилась потребность в детском дошкольном учреждении на селе. За последние годы повысилась рождаемость детей, и поэтому 1 октября 2004 года при Красноорловской средней школе открылась группа кратковременного пребывания детей, воспитателем которых стала Н.Н. Усольцева. А уже 1 октября 2009 года статус группы сменился на группу дошкольного образования, когда малыши стали посещать ее целый день. Последние три года дошкольников учит и воспитывает А.А. Азизова.