В современном изобилии товаров и услуг легко можно натолкнуться на некачественные продукты и недобросовестных производителей. В нашей стране права потребителей защищает Роспотребнадзор. О том, чем занимаются сотрудники этого ведомства в г. Ишиме, и итогах работы за 2013 год рассказывает начальник территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Тюменской области в Ишиме Ирина Покровская.
– Сотрудники Роспотребнадзора осуществляют контрольно-надзорную деятельность, проводят мероприятия по предупреждению инфекционной заболеваемости, защищают права потребителей и следят за состоянием окружающей среды. Кроме того, мы исследуем продукты питания, занимаемся информированием населения, взаимодействуем со СМИ, с органами исполнительной и законодательной власти, с прокуратурой, учреждениями образования и другими ведомствами.
– Как оценивается санитарно-эпидемиологическая обстановка?
– В целом на подведомственной нам территории обстановка стабильная. Чтобы она и дальше оставалась такой, отдел Роспот-ребнадзора по городу Ишиму, Абатскому, Викуловскому и Сорокинскому районам проводит по согласованию с прокуратурой плановые и внеплановые проверки и административные расследования на основании обращений граждан, ранее выданных предписаний, а также при возникновении угрозы жизни и здоровью людей. Также мы участвуем в заседаниях санитарных противоэпидемических комиссий, в работе межведомственных комиссий по охране труда, по оздоровлению детей и подростков. В 2013 году проводили семинары с предпринимателями и юридическими лицами, разъясняли им действующее законодательство.
– Как проводится мониторинг окружающей среды?
– Что касается города, то на улице Республики есть мониторинговая точка по контролю за атмосферным воздухом. В прошлом году по замерам на этой точке проведено 416 исследований, отклонений от нормативов не выявлено. Доброкачественной питьевой водой обеспечено 100 % городского населения. В других населённых пунктах качественной воды меньше, по большей части она подаётся из подземных источников. По данным лабораторных исследований, в Ишимском районе ею обеспечены чуть более 3 % жителей, в Викуловском – 22 %, Абатском – 42 %, Сорокинском – 19 %. Для решения этой проблемы в сёлах устанавливаются питьевые павильоны – локальные установки по доочистке воды фильтрами от механических примесей, железа и т. д. Бактерицидные лампы улучшают состав воды по бактериологическим показателям. На территории Викуловского района установлено 19 павильонов, в Ишимском – 9, в Абатском и Сорокинском – по 6.
– Какова ситуация по инфекционным заболеваниям?
– Чаще всего население страдает от острых респираторных вирусных инфекций. Из общей доли инфекционных заболеваний ОРВИ, например, в городе составляют 95 %. На конец 2013 года отмечался рост заболеваемости гепатитом А и Б в Ишимском и Викуловском районах, рост ВИЧ-инфекции в Ишиме, Ишимском и Сорокинском районах, рост клещевых инфекций по всем территориям, кроме Ишима. В Абатском и Викуловском районах стало больше больных туберкулёзом, а в Ишиме, Ишимском, Сорокинском районах их число уменьшилось. Как вы понимаете, такими заболеваниями страдают чаще граждане безработные, ведущие асоциальный образ жизни, не проходящие вовремя флюорографическое и другие обследования. А что касается гриппа и ОРВИ, то по сравнению с показателями прошлых лет общее число заболевших в 2013 уменьшилось. Это обусловлено тем, что около 40 % населения прошли вакцинопрофилактику.
– Как часто обращаются в Роспотребнадзор в связи с нарушениями прав потребителей?
– За 2013 год нами зарегистрировано 315 обращений. Чаще всего люди жалуются на качество непродовольственных товаров и обуви, а также на нарушения правил торговли (отсутствие информации о товаре, о продавце, об изготовителе), на реализацию товаров с истёкшим сроком годности, отсутствие книги отзывов и предложений. 8 % обращений обусловлены качеством продовольственных товаров.
– Как Роспотребнадзор помогает обманутым покупателям?
– Даём консультации, помогаем в составлении претензий и письменных обращений в судебные органы. Консультационный пункт Центра гигиены и эпидемиологии оказывает помощь в виде устных консультаций, составляет претензии, исковые заявления в суд (эти услуги платные). В прошлом году в рамках досудебной защиты потребителей возвращено потребителям около 90 тысяч рублей.
– А если человек пострадал от действий банка?
– С 2007 года Роспотребнадзор проводит системную работу в рамках обеспечения прав потребителей на рынке потребительских и финансовых услуг. Некоторые банки нарушают законодательство, например, в одностороннем порядке меняют условия договора, увеличивая процентную ставку, применяют различные неустойки и так далее. Это недопустимо. В 2013 году у нас было два обращения, касающихся работы банков. Потребителям возмещено более 132 тысяч рублей. Хочется предостеречь граждан от использования так называемых быстрых кредитов. Очень часто люди берут кредитные карты, подписывают договоры с банками, практически не читая их. А в итоге оказываются в должниках и попадают в чёрные списки. Будьте бдительны, внимательно читайте условия договора!
– На что ещё жалуются земляки?
– В наш отдел продолжают поступать обращения от граждан, которые приобрели пылесосы и другую бытовую технику стоимостью более 100 тысяч рублей. Потребители рассказывают, что продавцы приезжают на дом, демонстрируют «чудо-аппарат» и даже применяют психологическое воздействие для того, чтобы люди купили рекламируемое изделие или оформили на него кредит. Когда же товар оплачен, часто оказывается, что он не соответствует заявленным требованиям или повреждён, а вернуть или обменять его нельзя. В прошлом году по таким фактам поступило порядка 10 обращений. Советую не пускать посторонних людей к себе в дом, а если всё-таки решились на покупку, посоветуйтесь с родственниками, запросите технический паспорт изделия и заполненный гарантийный талон.
– Есть ли нарекания в адрес жилищно-коммунальных служб?
– Чаще всего от жителей Ишима и Ишимского района к нам поступают обращения по содержанию контейнерных площадок. Согласно существующей нормативной документации расстояние от жилых домов до площадок должно быть от 20 до 100 метров. Устанавливается не более 5 контейнеров, зацементированная площадка должна иметь ограждение, а также, согласно требованию санитарного законодательства, озеленение. Не везде эти нормы соблюдены. Часто возникают проблемы по содержанию дворовых помойниц и туалетов в залинейной части города. Люди не хотят платить управляющим компаниям за их уборку, а потом жалуются, что компании не выполняют условия заключённых договоров. Там, где оплата услуг осуществляется своевременно, подобных проблем нет.
– Что вы можете сказать об ограничении продажи и курения табака?
– Существует федеральный закон от 23 февраля 2013 года № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака». Отдельные положения этого закона вступили в силу с 1 июня 2013 года, другие вступят в силу с 1 июня 2014-го. В частности, с 1 июня запрещена выкладка табачных изделий на прилавках магазинов и торговых павильонов. Там будут размещаться только списки в алфавитном порядке чёрными буквами одинаковым шрифтом. Мы надеемся, что эта мера также поможет снизить число курильщиков.
Юлия Кроо.
Фото Василия Баранова.