Медиакарта
17:31 | 26 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Былое... и Дума: 20 лет спустя

Былое... и Дума: 20 лет спустя
11:42 | 09 апреля 2014
Источник:

ДОСЬЕ: Светлана ПАВЛОВА – консультант управления по обеспечению информационной политики областной Думы. Коренная тюменка, опытная музейщица, краевед. Награждена почетным знаком Министерства культуры РФ «За достижения в культуре».

Сегодня, глядя на то, что происходит на Украине, мы начинаем понимать простую вещь: можно как угодно ругать власть, но нет ничего страшнее безвластия. И еще стало ясно – очень многое во время политического кризиса в верхах зависит от позиции региональных властей.

Был и у нас в России 20 лет назад период, когда борьба ветвей власти поставила страну на грань социальной катастрофы. Как его пережил наш регион? Об этом, и не только, мы говорим с автором и исполнителем проекта «Открытая Дума» Светланой Павловой.

Строить «новый мир» не стали

– Светлана Владимировна, давайте вспомним, выходит знаменитый Указ № 1723 Президента России Бориса Ельцина от 22 октября 1993 года. Органы советской власти упразднены. Тюменский областной Совет народных депутатов принимает решение о досрочном прекращении своей деятельности. Наступает безвластие?

– Безвластия у нас не было. Областной Совет народных депутатов XXI созыва под руководством Владимира Ульянова готовил все необходимые документы, вплоть до положения о предстоящих выборах. На 6 марта 1994 года были назначены выборы в новый, еще не имеющий определенного названия, орган представительной власти региона. Они состоялись, был образован новый законодательный орган госвласти.

У нас не стали разрушать все, что было создано, и строить «новый мир». И в постановлении от 6 апреля 1994 года было записано: «...Считать Тюменскую областную Думу правопреемником областного Совета народных депутатов». Все, что было наработано, новый депутатский корпус взял на вооружение. Даже наказы избирателей, которые не успели выполнить предшественники.

– Кризис тогда «породил» региональный парламентаризм. А назвать новый орган власти Думой было рекомендовано «сверху», из Москвы?

– Не было никаких директив по этому поводу. В каждом регионе страны сами депутаты принимали решение. И у нас были споры, рассматривали варианты названий: «законодательное собрание», «дума». Были и предложения оставить «Совет народных депутатов» – в некоторых регионах именно под этим названием создавались органы представительной власти, например, в Новосибирске. А на Ямале назвались Государственной Думой ЯНАО, в Самаре действует Губернская дума, хотя губерний до сих пор нет.

У нас все-таки, по инициативе депутата Владимира Юдина, решили взять название «областная Дума». Впервые в новой истории регионам разрешили принимать собственные законы. Интересно, что среди первых был написан и принят закон о гербе и флаге области. То есть депутаты посчитали важным и необходимым обозначить символы территории.

Романтичное время демократии

– А каким образом решалось, какой именно местный закон нужен?

– Это диктовала жизнь. Люди сами выходили с инициативой. Помню, наши знаменитые тюменские ученые-археологи Матвеевы столкнулись с тем, что часто археологические памятники уничтожаются в ходе промышленного освоения территорий. Я в то время работала в системе охраны памятников, и они попросили меня помочь в подготовке законопроекта. Действующий тогда закон, регулирующий эти проблемы, был написан еще в 1963 году и не учитывал многие новые реалии. Помню, как мы небольшой группой сидели в кабинете на ул. Ленина, 46, пили тогда дефицитный растворимый кофе и от руки писали этот закон. Компьютеров у нас еще не было. В 1996 году он был принят областной Думой. А соответствующий федеральный закон был принят только шесть лет спустя. И он был, на мой взгляд, слабее по философии нашего, регионального. Мы, например, впервые ввели в научный оборот категорию «памятники этно-культурного наследия». Это, скажем, могилы древних шейхов (астана), сакральные места жертвоприношений ханты, дерево, на котором висят тряпочки, и они его обожествляют, или священное озеро Нум-то, из-за которого в 30-е годы прошлого века, когда на это озеро власти спустили план вылова рыбы, возникло кровавое восстание ханты. Памятники этнической истории не были прописаны в законодательстве, наша область это сделала первой.

Мы гордились и первой редакцией областного закона о библиотечном деле. Тогда в области было 675 библиотек. У нас была цель – повысить зарплату их работникам, поднять престиж профессии библиотекаря. И законодательно ввели надбавки за вредность, поскольку книжная пыль вредит здоровью, за пропаганду национальной литературы, за методическую работу. В результате у библиотекарей почти на 70 процентов увеличилась зарплата. На тот период, по оценке Министерства культуры России, это был один из лучших региональных законов.

Такое было интересное, романтичное время демократии, когда многие чувствовали, что реально могут влиять на решение органов власти и помочь людям. И в других регионах принимались интересные законы. Потом было принято решение о верховенстве федерального законодательства, и все регионы обязали привести свои законы в соответствие. Самодеятельность закончилась.

Вызовы времени

– Значит, законотворческой теперь работу депутатов не стоит называть?

– В написании законов всегда присутствует элемент творчества, правда, творчество весьма регламентировано, так как существуют Бюджетный, Налоговый кодексы РФ, и региональные законы не должны противоречить федеральным.

– За двадцать лет парламентаризма мы в какую сторону изменились: ушли вперед, откатились назад, стоим на месте?

– Не стоим – это очевидно. Сейчас появились депутатские фракции, оппозиция. Интересная политическая жизнь идет. Она то более, то менее активна, но не прекращается. Работа областной Думы вышла на новый уровень открытости – заседания парламента транслируются в сети Интернет в режиме «он-лайн». Когда пришли депутаты первого созыва Думы, бюджет области был 12 миллиардов рублей, а сейчас 160 миллиардов. Это результат и деятельности депутатов, создавших правовые механизмы развития территории. 87 процентов бюджета Тюменской области распределяются программно-целевым методом. А в ряде областей до сих пор составляют сметы...

Мы потеряли налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), но нарастили производственные мощности – появились новые заводы и предприятия, развивается агропромышленный комплекс, и у нас сегодня обеспечена продовольственная безопасность региона. Можно сказать так: мы идем вперед, отвечая на вызовы времени.

Юрий ПАХОТИН

Фото из архива музея областной Думы

Справка

Сегодня работает Тюменская областная Дума пятого созыва. Каждый депутатский корпус принимал законы. Их количество и тематика зависели от времени и от социально-экономической ситуации в стране и регионе. Вот как это выглядело в цифрах. Принято законов: Первый созыв – 142, Второй созыв – 451, Третий созыв – 535, Четвертый созыв – 462, Пятый созыв – 236 (на 1 марта этого года).