Медиакарта
22:35 | 27 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Благодатное время поста

В трапезной нашего храма обедают ребятишки воскресной школы. Время поста: на столе борщ, для радости – карамельки, из витаминов – кружок апельсина. Прочитали молитву – едят, стучат ложками… В храме даже пустые щи самыми вкусными кажутся. У Антонины в воскресную школу ходят внуки, и сама она давно не мыслит своей жизни без Бога. Когда её тринадцатилетнего сына сбила машина, она только-только стояла на пути к вере. А тут – такая боль, и обида на Бога – за что? Ни спать, ни есть не могла. Сорок дней к иконам не приближалась. Через год после трагедии впервые решила держать Великий пост, вину свою за маловерие искупать. На хлебе и воде сидела. Выдержала. Сама удивлялась. Облегчение душе настало, как будто глаза открылись. Потом ей объяснили, что это была призывающая благодать, она знакома всем приходящим к Богу. Это как первые шаги. Господь держит, не даёт упасть. Только потом Он руки отпустит, дальше человек должен пойти сам, нельзя же всё время за ручку...

Антонина соблюдала посты десять лет, редко нарушала. Четверым своим ребятишкам отдельно готовила. Сама встанет утром, чаю с сухариком попьёт, потом уж завтрак готовить принималась, чтоб соблазнов не было. Ещё одну горькую потерю пришлось пережить женщине: погибла дочь. Кажется, не выдержит материнское сердце столько испытаний, но Антонина стойко их переносит, твёрдо уверена, Господь знает, что каждому нужно для спасения души.

– Великий пост труден, но соблюдать его надо, – делится размышлениями Антонина, – тогда праздник Пасхи чувствуешь. Такая духовная радость – словами не передать. Не держишь пост – нет этой радости. Помню, однажды нарушала пост, с нетерпением думала, скорей бы уж он закончился, чтобы наесться вдоволь. Куличи пеку всегда из просеянной муки, а тут вдруг поленилась, не просеяла. Ну, и не удалась стряпня, не поднялся кулич. Попробовала да сама себе и говорю: как постилась, таково тебе и угощенье. Давно уже к постной еде отношусь спокойно. Лечо с осени наготавливаем с дочерью, компотов, пюре разных. В средствах в своей большой семье всегда ограничены были. Есть деньги – что-нибудь повкуснее купишь, сейчас выбор большой в магазинах, сколько всяких блюд можно сделать. А нет денег – обходимся самым простым: винегрет, квашеная капуста, картошка всегда под рукой. Нет денег – и гордыни меньше.

Священники в беседах на тему поста часто говорят о такой болезни, как «отцеживание комаров». Это когда человек придирчиво и тщательно изучает на этикетках состав продуктов. А ведь основное правило: не есть мясного, молочного и рыбы. От строгости в посте иногда рождается внутреннее превозношение: осуждать другого, кто постится менее строго или не постится вовсе. Этим осуждением и оскверняется подвиг поста, сводятся на нет все усилия. Ведь самое главное не в том, чтобы мяса не вкушать, а чтобы ограничивая себя в еде, плотских удовольствиях, заставить прислушаться к себе, своей душе, попытаться воздерживаться от совершения грехов. К примеру, человек, соблюдая пост, замечает, что стал очень раздражителен. На самом деле, он всегда таким был, но пост обнажает грехи. Если мы даём пищу для духа, плоть замолкает.

– Я поначалу каждый свой грех оплакивала, – рассказывает Антонина. – Молила Господа, чтобы открыл их мне все враз. А через некоторое время в книге одной прочитала, что ни один человек не вынесет своих грехов, если все сразу увидит. Во время поста читаю больше поучения святых отцов, жития. Батюшка однажды мне сказал, что самый трудный подвиг – молитвенный. Я ещё тогда подумала: в чём же тут подвиг? А потом понимать стала. Как бывает тяжело и неохота утром вставать, правило вычитывать, вечером от усталости с ног валишься, а надо молиться. Как зайду в комнату, где иконостас у меня – спать неудержимо хочется. Исповедалась в этом, батюшка посоветовал не после ужина, а до него молитвенное правило исполнять. В пять часов вечера решила помолиться. Прилегла на кровать – и уснула до утра. Вот такие искушения первое время бывали. А однажды не успела утром помолиться, и кто-то меня задел словом, в душе вдруг такая злоба и гнев поднялись. Молитву я теперь боюсь оставлять.

Господь от человека во время поста требует не голода, а подвига. У каждого своя мера этого подвижничества. Один во время поста набирается решимости бороться со своей застарелой страстью, пагубной привычкой. Другой, встав на путь поста и молитвы, впервые переступает порог храма, сломив свою гордыню. Третий находит в себе силы простить старые обиды и давних обидчиков, помня слова из Евангелия, если не простим, то и Господь нас не простит. Не надо надеяться только на свои силы, надо с молитвою обращаться за Божьей помощью. Стать совершенным за один пост, конечно, невозможно. Но сделать хотя бы один шаг вполне по силам. Каждый свои страсти сам знает. Один легко может обойтись без молока и мяса, но без просмотра сериала или развлекательных шоу свою жизнь не представляет. Для такого любителя телевидения подвиг как раз в том, чтобы во время поста отказаться от долгого пребывания у телевизора. Только священники советуют не давать зароков, на пост отказаться от вредной привычки. Если это грех, от него надо избавляться навсегда, а не только вытерпеть до Пасхи. Нам дано время для очищения души, и достигается это постом и молитвой.

Впереди самая строгая неделя Великого поста – страстная седмица. Может быть, кто-то решится соблюдать хотя бы эти дни, даже если не постился предыдущие. Вспомним евангельскую притчу о работниках в винограднике. В ней говорится о том, что Царство Небесное подобно хозяину дома, который вышел рано поутру нанять работников. Договорившись с ними об оплате по динарию, послал их в виноградник свой. Выйдя около третьего часу, потом около шестого и десятого, хозяин нашёл других работников, стоящих праздно, так как их никто не нанял. Тогда послал в виноградник и их, также обещав заплатить по динарию. Поздним вечером хозяин созвал всех работников, чтобы отдать им плату. Однако пришедшие рано утром думали, что получат больше, потому что претерпели тяготы дня и зной, и стали роптать. Одному из них хозяин ответил:

– Я не обижаю тебя, ведь разве не за динарий мы договаривались? Возьми своё и пойди. Я хочу дать последнему то же, что и первому. Или глаз твой завистлив оттого, что я добр? Так будут последние первыми, а первые последними, ибо много званых, да мало избранных...

Притча эта сказана и для тех, кто с юности начал жить добродетельно, и для тех, кто в старости обрёл веру. Для первых, чтобы они не возносились и не упрекали пришедших позднее. А для последних, чтобы знали, что и за короткое время можно всё приобрести.

Автор: Ирина Шадрина