Медиакарта
4:29 | 12 января 2025
Портал СМИ Тюменской области

Здесь крылья жизни родились

Казалось бы, где Заводоуковск, а где космос? Но тем не менее наш провинциальный город к космосу тоже имеет отношение.

В октябре 1941 года в Заводоуковск прибыл эвакуированный из Воронежа авиазавод № 499. Он выпускал планёры и десантные кабины. Здесь же изготавливалась и опытные серии первых советских реактивных истребителей БИ. Директор авиазавода Александр Москалёв вполне мог бы стать соратником известного конструктора Сергея Королёва: в 30-е годы ХХ века они встретились в центральном совете оборонного общества ОСОАВИАХИМ. Когда после войны Александр Сергеевич остался без работы, Сергей Павлович пригласил его в своё конструкторское бюро заместителем. Москалёв отклонил предложение, о чём потом долго сожалел…

Той же осенью в Заводоуковск эшелоном из Москвы привезли 800 мальчишек в синих авиационных шинелях – курсантов Первой Московской спецшколы ВВС. Среди её выпускников было немало известных авиаторов, конструкторов авиационных, ракетных и космических систем. Но не все курсанты связали свою жизнь с небом.

Так, Лениард Михайлов, полковник КГБ СССР, работал криптографом, обеспечивая конфиденциальность информации. О годах, проведённых в Заводоуковске, Лениард Семёнович подробно рассказывает в одной из глав своей рукописи «Жития не святых»: «К нашему приезду в Заводоуковск в нём сформировалось четыре «центра» жизни – вокзал, планёрный завод, мехлеспункт и элеватор. Наша спецшкола стала пятым таким «центром». Большой коллектив спецшколы выполнял ощутимую долю погрузочно-разгрузочных работ мехлеспункта. И частенько, когда урожай находился под угрозой потерь, мы выкапывали картошку из-под снега… Я видел на заводе планёры. Они использовались для бесшумной заброски десантников в глубокий тыл фашисткой армии… Помню и тётю Наташу. Она была первой, кто подал «руку помощи» моему изнывающему от постоянного недоедания желудку. Ведь бывали и такие времена, когда дневной рацион «спеца» составлял всего лишь 300 граммов чёрного хлеба и сколько хочешь горячей или холодной воды».

Лениард Михайлов не раз возвращался в город своей юности. Он участвовал в краеведческих чтениях и стал большим другом нашего музея.

Ещё один «спец» – Евгений Курков – подарил краеведам копии картин, где запечатлел Заводоуковск военный. Его работы и воспоминания Лениарда Михайлова вошли в книгу «Жития не святых». Отмечу, что рисунки Е. Куркова пользуются популярностью у музейщиков из соседних районов: сейчас выставка работ Евгения Петровича «Здесь крылья жизни родились» гостит в Исетске.

Нынешний год – памятный для авиационно-космических страничек заводоуковской истории. В августе исполняется 40 лет со дня космического полёта Льва Дёмина. В октябре – 50 лет со дня полёта космического корабля «Восход» во главе с Владимиром Комаровым.

Как известно, эти покорители космоса тоже учились в годы войны в эвакуированной в Заводоуковск спецшколе ВВС. В Заводоуковске хранят память о Владимире Комарове: в 1966 году одна из улиц нашего города получила имя этого космонавта.

Менее известный Лев Дёмин на момент своего полёта был уже в зрелом возрасте и называл себя «первым космическим дедушкой». И не случайно: на стартовой площадке его провожал внук.

О «спецах» лётной школы, их звёздных дорогах мы вспомним ещё не раз: грядущая краеведческая конференция «Наше наследие» пройдёт в те дни, когда вся страна будет отмечать полувековой юбилей полёта Владимира Комарова в космос.

Алексей СЕВОСТЬЯНОВ,

научный сотрудник музея