Строки из стихотворения «Одиночество», написанные М.Ю. Лермонтовым в 1830 году, актуальны и сегодня. Одиночество по-прежнему остаётся другом и врагом всего современного человечества. Многие непонаслышке знают и нередко испытывают такое состояние, как «одиночество в толпе». Когда ты понимаешь, что не один, что рядом с тобой есть люди и не просто несколько человек, а целая толпа. Но для тебя эта толпа превращается в безликую и зачастую ничего не значащую массу. И хуже всего то, что внутри тебя есть чёткое осознание того, что и ты для других в этой толпе тоже ничего не значишь. Подобное состояние гораздо легче переносится, когда человек ещё в силах сам себя обслужить. А когда в силу возраста или по состоянию здоровья уже нет? Хорошо, если в таких случаях рядом оказываются дети или друзья. Ну, а когда их нет, то попавшие в подобную ситуацию люди вполне могут рассчитывать на милосердие и поддержку работников социальных служб. Побеседовав с несколькими представителями преклонного возраста, я в этом убедился лично, так сказать из первых уст.
Нина Федотовна Хаймина двадцатого декабря прошлого года отметила свой 95-летний юбилей, и в нашей газете об этом, о её жизни в лихую годину и о трудовой деятельности было рассказано. Меня интересовал день сегодняшний.
– Когда переезжала в эту комнату, то очень жаль было расставаться со своей старенькой избушкой, в которой через облупившуюся местами штукатурку уже были видны сквозные дыры. Пугал и сам переезд, мне ведь уже за восемьдесят было. Но в этом на помощь пришли ребята Ослины, благодарна им по сей день. Здесь я в тепле, уюте, а самое главное, что не одна в доме, не дай бог, что случись... – тщательно прищуривая почти невидящие глаза для попытки рассмотреть меня, говорит Нина Федотовна.
И это не единственная болезнь, настигнувшая её в возрасте долгожителя. В последнее время она стала плохо слышать, так что общаться мне с ней пришлось при помощи «переводчика». В его качестве была её младшая сестра, Елизавета Федотовна, в обязательном порядке приезжающая раз в два месяца на несколько недель из Тюмени облегчить одиночество своей бывшей няни.
После войны Нина Федотовна вышла замуж за нововыигрышнёвского паренька Петра Текутьева. С теплотой она вспоминает годы замужества, вот только то ли тяжёлая физическая работа повлияла на девичье здоровье, то ли ещё что, но детей бог не дал. К счастью, сестра – это не единственный родной человек, который её навещает. Племянник Николай, живущий в далёкой Белоруссии, в прошлом году приезжал дважды. Ещё очень тёплые отношения сложились у моей собеседницы с социальным работником Натальей Неклюдовой, которая, по словам Нины Федотовны, стала ей почти дочерью, а ещё глазами, ушами и ногами. И в магазин сходит, и посуду и пол помоет, погулять выведет и скорую при необходимости вызовет. А беседы с ней становятся настоящей отдушиной, духовной пищей, поскольку читать газеты и смотреть телевизор Нина Федотовна уже не может.
Иван Григорьевич Симонов уже двенадцатый год живёт в соседней квартире этого же дома. Переехал сюда из Вилково. С супругой Валентиной, которой нет уже тринадцать лет, они вырастили трёх дочерей, две из которых живут в Аромашево. Наверное, поэтому, когда ему предложили переехать в благоустроенную комнату «ветеранского» дома, расположенного буквально в нескольких десятках метров от жилья одной из дочерей, он принял это с благодарностью.
– Дочери навещают постоянно, в день бывают не по разу, но всё равно одиночество чувствуется. Тяжело без супруги. Приглашают, конечно, переехать к ним, но я пока не решаюсь, они ведь и так тут, рядом. Здесь я сам себе хозяин, а при необходимости и в гости могу сходить. По этой причине я и от соцработника отказался. Девчонки всё делают. Друзей, к сожалению, уже в живых нету, два брата сродных было, тоже умерли, вот газеты читаю да телевизор смотрю, так и время проходит, – говорит Иван Григорьевич.
Но всё-таки старость в реальной жизни – это зачастую такой период, когда постоянно необходимы помощь и поддержка, чтобы выжить, и, возможно, в конце концов, придётся отказаться от своей независимости и самостоятельности, ведь продление жизни – достаточная награда за такой отказ, а непосредственный присмотр дочери наверняка будет способствовать этому.
Анна Ивановна Шахматова похоронила мужа 26 лет назад. Но, как говорят на Руси, беда не приходит одна: погиб сын, а в скорости – ещё и внук. Сорок лет Анна Ивановна работала на должностях, требующих постоянного общения с людьми. Вот и получилось, что после выхода на пенсию у женщины резко сократился объём социальных и семейных контактов, отдушину она нашла в посещении хора ветеранов, участницей которого является уже почти 24 года.
– Собираемся ведь мы там не только для репетиции, в нашем возрасте общение со сверстниками даёт очень хорошую эмоциональную разгрузку. Когда случилась беда с внуком, то я несколько месяцев ходила туда просто посидеть, поделиться с подругами горем. От их участия и сочувствия мне становилось легче. Вот нынешней зимой здоровье подвело, а потом морозы начались, и почти три месяца я там не была. Соскучилась, душа всё равно в коллектив просится. Там сейчас репетиции начались ко Дню Победы.
Дочь и старший сын у меня живут в Тюмени, приезжают проведают, по телефону постоянно созваниваемся. Но, конечно же, это всё не то. Зимой особенно очень тоскливо, но мы её пережили. Впереди лето, а это значит – клумбы, грядки, огород, не до скуки будет. Главное, чтоб здоровье не подвело, а его с каждым годом всё меньше и меньше остаётся. Есть у меня помощница, Надя Яхатина, хорошенькая такая девчонка, что попрошу – всё сделает. У меня телефон её записан, мало ли что... – неторопливо рассказывает Анна Ивановна.
Человеку нужен человек! Мужчине – женщина, женщине – мужчина, матери – дитя, ребёнку – родители. И каждому из нас – любовь, признание и сопричастность. Соцработники, ухаживающие за престарелыми людьми, становятся для них кем-то вроде сестёр милосердия, а в отсутствии детей пытаются их заменить.
К сожалению, старые, никому не нужные люди не всегда одиноки только потому, что остались одни на белом свете. Часто они становятся просто забыты детьми и родственниками. Так бывает, и ничего с этим не поделаешь. Нередко, уходя в рутину личных проблем, мы забываем о самых близких нам людях, нуждающихся в нашем участии. И иногда только непоправимая беда выводит нас из этого состояния. Потом кто-то начинает мучиться, казнить себя за невнимательность... А кто-то продолжает жить, как будто ничего и не случилось.
Фото: автор