Так началась династия
Общий педагогический стаж семьи Барановых-Модестовых-Селяниновых – 265 лет. На протяжении целого века 12 представителей этой славной династии несли и продолжают нести знамя учительства, передавая его от поколения к поколению.
Основателем семьи учителей считают Надежду Фёдоровну Баранову-Модестову (бабушка Натальи Селяниновой), которая родилась в 1893 году. Окончила Гимназию благородных девиц в городе Оренбурге, учитель словесности, музыки и пения. Младший брат – Сергей Фёдорович Баранов – тоже был педагогом, заведовал кафедрой литературы Иркутского педагогического института.
По воле судьбы Надежда Фёдоровна оказалась в Сибири, в Викуловском районе. Учила на дому детей-инвалидов, была регентом церковного хора. Её муж Иван Корнилович был священником и тоже занимался педагогической деятельностью. В семье Модестовых родилось семеро детей, четверо из них впоследствии стали педагогами. Дети рано осиротели (отца расстреляли, мама умерла в 1940 году), их распределили по детским домам. Нина, мама Натальи Селяниновой, стала воспитанницей детского дома № 15 города Ишима. Своей даты рождения девочка не помнила, поэтому директор Мария Георгиевна Фёдорова условно указала в документах 1933 год.
В 1953 году Нина Ивановна поступила в Ишимский педагогический институт, активно занималась музыкой и спортом. После вуза работала учителем русского языка и литературы в городских школах № 2 и № 7, несколько лет возглавляла школьное и городское методические объединения учителей русского языка и литературы, участвовала в общественной работе – была депутатом нескольких созывов городского совета. У Нины Ивановны Селяниновой множество наград и званий, но самой лучшей наградой она считает уважительное отношение к себе бывших учеников. Они по сей день с благодарностью вспоминают своего учителя, навещают, желают ей здоровья и долгих лет жизни.
С будущим мужем Иваном Николаевичем Селяниновым Нина Ивановна познакомилась в пединституте. Он, молодой преподаватель музыки, она, юная студентка, случайно оказались рядом на одной фотографии, это и сыграло судьбоносную роль.
Иван Николаевич родился в Курганской области в семье священника. В 1941 году 15-летний мальчишка добровольцем ушёл на фронт, где стал сыном 1272-го стрелкового полка, защищавшего Ленинград. После войны поступил в Ишимское педучилище, где не только учился, но и вёл уроки музыки, руководил духовым оркестром. Окончив географический факультет Тюменского пединститута, работал учителем географии, был завучем в школах № 2 и № 5, директором вечерней школы № 2, учителем географии и музыки в коррекционной школе № 3. В течение нескольких лет Иван Николаевич занимался общественной деятельностью в совете ветеранов. Многие знают его как шахматиста-перворазрядника. За порядочность, честность, любовь к учительской профессии Иван Николаевич Селянинов снискал уважение сотен и сотен людей разных поколений.
По стопам родителей пошли и дочери. Нелёгкую, но благородную миссию выбрала старшая – Людмила Ивановна Савосина. Она учитель ритмики, сурдопедагогики, руководитель театральной студии школы-интерната для глухонемых детей. Её уроки подарили многим ученикам, не способным слышать от рождения, чарующий мир музыкальных звуков.
И то, что младшая дочь Селяниновых, с детства впитав дух учительства, выбрала в жизни этот путь, вполне закономерно.
Теперь вся жизнь в моих учениках
– Я с детства мечтала быть преподавателем русского языка и литературы, как мама. Хотя ответ на вопрос: «Кем быть: парикмахером или учителем?» долгое время оставался спорным, – улыбается Наталья. – С увлечением стригла кукол, а потом их, уже лысых, обучала.
Примером для подражания в первую очередь, конечно же, были родители. Потом, уже в школе, Наташа вдохновлялась опытом своих учителей:
– Валентина Петровна Жгунова – учитель математики. Пусть мне не всегда давался этот предмет, но она умела одухотворить, поддержать и повести за собой. Я всегда чувствовала, что этот педагог не оставит в трудную минуту. Замечательные взаимоотношения сложились у нас с учительницей географии Ираидой Владимировной Макиенко-Арефьевой. Сейчас она заместитель директора в школе № 5 г. Тюмени. Мы по-прежнему общаемся, делимся опытом, методическими разработками. Со студентами и лицеистами приезжали к ней на открытый классный час. Вузовские преподаватели: Валентина Ильинична Совбанова, Валентина Павловна Ткач – человечные, требовательные, уважаемые и любимые студентами, это учителя от Бога. Мои педагоги не просто учили меня своему предмету. Это были более глубокие уроки – уроки стойкости, порядочности, человеколюбия, жизнерадостности.
Педагогический стаж Натальи Ивановны – 19 лет. Ещё учась на третьем курсе ИГПИ, она работала педагогом дополнительного образования. После окончания вуза пришла в школу № 12. «Мои любимые пятиклашки звали меня «три в одном»: я вела у них музыку, литературу и русский язык, была классным руководителем, – вспоминает Наталья. – В первый год работы у меня было 37 часов нагрузки, вела уроки с 1 по 11 класс. Я благодарна своим первым ученикам за то, что они помогали мне постигать учительское ремесло».
Затем были общеобразовательный лицей им. Е.Г. Лукьянец (руководитель вокальной студии «Вернисаж») и филиал ТюмГУ (заместитель руководителя). После сокращения штатов перешла на должность завуча в школу № 2, а после декретного отпуска вернулась в лицей – «Дом лицейской мечты», как его любя здесь называют.
– Быть педагогом – это не только учить, но и учиться у детей, передавать им как знания по предмету, так и жизненный опыт. Главное – распахнуть для детей своё сердце, заслужить их доверие и поддержку. Я очень люблю, когда ученики заходят ко мне в кабинет не только как к руководителю, а как к старшему другу: за советом, за помощью, за участием, – так видит суть своей профессии Наталья.
Когда в душе звучат стихи
В Ишиме Наталью Селянинову знают не только как педагога, но и как одарённого, талантливого человека. Литературный дар пробудился в ней в первом классе. Это было стихотворение, посвящённое маме (его даже опубликовали на страницах «Ишимской правды»).
– Более осознанно начала писать стихи в 8 классе, – говорит Наталья. – Волновали темы первой любви, дружбы, смысла жизни. Постепенно нашла основное направление – гражданско-патриотическая лирика. Много стихотворений на тему учительства, они часто звучат на конкурсе «Учитель года» и педконференциях. Накопилось уже более 300 стихотворений, которыми хотелось бы поделиться с земляками. Выпустить свой сборник – моя мечта.
– А когда началась музыка в вашей жизни?
– Наверное, с рождения. Мама окончила вечернее отделение детской музыкальной школы по классу скрипки и аккордеона. Папа играл на всех духовых инструментах, во время войны нашёл в немецком блиндаже аккордеон – это наша семейная реликвия. В детстве, когда я ещё и ходить толком не умела, у меня был барабан: папа отстукивал ритм, а я должна была повторить. Музыкальное образование и у брата, и у сестры. Мой пятилетний сын Никитка с интересом учится играть на фортепиано.
Сама Наташа окончила ДМШ № 1 по классу фортепиано, играет на гитаре. Первый дебют состоялся в пять лет: вместе с отцом исполнили песню «Аврора» на смотре семейных ансамблей. Потом были конкурсы серьезнее: «Ишимские имена», «Димитриевская суббота», «Я люблю тебя, Россия», на которых Наталья Селянинова чаще всего выступала в номинации «Автор-исполнитель». На «Студенческой весне» в Самаре в 1995 году её песня «Невеста» была признана лучшей. На одном из всероссийских конкурсов она познакомилась с поэтом-песенником Александ-ром Шагановым, автором многих хитов группы «Любэ», они до сих пор поддерживают творческие отношения. В 2003 году Наталья заочно окончила режиссёрское отделение Тюменского института культуры.
– Очень люблю выступать с детьми, – признаётся Наталья. – Вместе со студентами играли в КВН, в лицее организовала хоровую студию «Вернисаж», в которой поют ученики, учителя и родители. Моя заветная мечта – создать в городе сводный хор педагогов. Это хорошая разгрузка от рабочих будней. Инициативу поддержала директор департамента по социальным вопросам Татьяна Матвеевна Миронова. Сейчас в школах проводится достаточное количество конкурсных мероприятий, на которых, к сожалению, всё сводится к борьбе за место, к конкуренции, а дети это очень тонко чувствуют. Считаю, надо проводить больше фестивальных творческих встреч, социальных акций, межведомственных мероприятий, тем самым развивать и укреплять в детях дух содружества и сотворчества.
В жизни Натальи Селяниновой профессия и творчество переплетены очень тесно. «Мне не хватает 24 часов в сутках», – улыбается она. Только на этой неделе Наталья вместе со своими учениками подготовила презентации для двух конкурсов. На «Битве хоров трёх поколений», посвящённой 70-летию Тюменской области, участники студии «Вернисаж» исполнили сочинённый Натальей «Гимн любимой области». Областному жюри лицеисты представили литературную композицию об учительской династии Модестовых-Селяниновых. Не только учеников, но и сына Наталья активно привлекает к творческой деятельности. Уже второй год они принимают участие в общероссийских конкурсах. Буквально на днях Никита Селянинов получил диплом победителя конкурса «Защитники Отечества». Рассказ про дедушку Ивана Николаевича, который он написал вместе с мамой, признан лучшим из 613 работ. В редкие часы досуга Наталья любит бывать в бору, черпая в природе силы и вдохновение.
– Каждый день я нахожу себя в любимой работе, в своих учениках, в творчестве. В моём пятилетнем сыне уже сейчас чувствуется педагогическая струнка, и я надеюсь, что он продолжит учительскую династию, славные традиции нашей семьи.
Марина СЕРГЕЕВА.
Фото Василия Баранова.