Мы часто агитируем в пользу защиты леса от его хворей и болезней, которым он подвержен, как и человек, от напастей и вредителей, от пожаров, наконец. Однако нисколько не меньший вред наносят ему незаконные вырубщики. Ущерб от их безудержной жажды наживы сопоставим с ущербом от пожаров, а иногда и значительно превосходит его.
То, что у нас негде дров заготовить, – это вопрос не для дилетантов. В районе есть необходимое количество древесины, дожидающейся своих пользователей, что называется, на корню. Другое дело, что по каким-то причинам в определённый период года до отведённых лесосек добраться не представляется возможным. Но это зависит от времени года – не ведёт же лесник отводить деляну по болотной топи.
Случись даже и худшее: отвели деляну в месте, совершенно недоступном для транспорта, однако и это не должно быть причиной для незаконной лесозаготовки на приглянувшемся участке, где и берёзки с осинками постройнее, и сучков поменьше, и кубатуры достаточно. Дело это не такое безобидное, как может показаться на первый взгляд. В прошлом году, например, работниками отдела Нижнетавдинского лесничества было выявлено 56 случаев незаконной рубки леса, ущерб от которой оценивается в 47 с лишним миллионов рублей.
Когда лес стоит на корню, кажется, что он общий и ничей, а когда начинают специалисты считать ущерб, то каждое сваленное дерево оказывается под каким-то хозяином и имеет свою цену, которая зачастую зависит от группы лесов. Для Р. Галимзянова из с. Чугунаево, например, чьё дело по незаконной рубке лесных насаждений в августе прошлого года рассмотрел Нижнетавдинский районный суд, каждая сваленная берёзка обошлась в 2121 рубль. А в ней ведь и кубометра дров не было. Как итог незаконной заготовки дров – 200 часов обязательных работ в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительной инспекцией, да ещё и причинённый ущерб, судя по всему, взыщут, не считая конфискованную бензопилу. Учитывая, что было заготовлено 25 без нескольких сотых кубометров дров, не надо быть великим математиком, чтобы подсчитать, во сколько обошёлся один кубометр дровишек. Приплюсуем к этому разные процессуальные неприятности, в том числе и судебное разбирательство с вынесением приговора, а потом спросим: «Кому это надо? Да и надо ли?»
Надо было жителю д. Новоказанки Нижнетавдинского района летом прошлого года произвес-ти незаконную рубку леса. Человеку 80 лет, казалось бы, все авантюры должны уйти в прошлое, а он, поди ж ты, взял да и спилил четыре сосны, потом ещё одну , а на следующий день к ним добавил ещё три сосны общей массой 11,52 кубических метра в лесах второй группы эксплуатируемой категории.
По подсчётам лесников, общий ущерб от незаконной рубки составил почти 32,5 тыс. рублей. Вот тебе и премию заработал под старость-то лет.
И ведь достоверно знал порядок получения разрешения на рубку леса, отсутствие необходимых документов осознавал, а вот, поди ты, сподобился. Грустно как-то от всего этого становится, потому что понимаешь: не от нечего делать мужичок взялся за топор, что канитель с выпиской документов на заготовку леса превеликая, порой годами тянущаяся, но таковы сегодня законы, а мы по ним должны жить, нравится нам это или не очень.
Примерно из этой же «оперы» рассмотренное Нижнетавдинским районным судом ещё одно дело о незаконной рубке деревьев. Нюанс заключается в том, что здесь фигурирует в качестве организатора исполняющий обязанности лесника ОАО «КомЖилСервис» Ю. Балаев, житель с. Плеханово Ярковского района.
Как установил суд, он с товарищами, достоверно зная порядок разрешения на рубку леса, умышленно, из корыстных побуждений, с использованием своего служебного положения решил осуществить незаконную рубку леса в особо крупном размере путём внесения не соответствующих лесной декларации на 2012 год данных в чистый бланк договора купли-продажи, не указав дату заключения договора и реквизиты покупателя, который передал А. Соловьёву.
В период с февраля по март 2012 года последний, собрав бригаду и вооружившись необходимыми инструментами, недолго думая, направился на автомашине ГАЗ-66 в лесной массив, находящийся вблизи с. Мияссы, где общими усилиями были спилены 85 берёз объёмом 71,6 кубометра.
Но этим дело не заканчивается. Да и аппетит, по расхожему мнению, приходит во время еды. Уже в августе 2012 года тот же лесник Ю. Балаев, используя опять же фиктивный договор купли-продажи, с подельниками направился в тот же лесной массив, где компания свалила 14 сосен, объём составил 29,17 кубометра. Всё это ни на один раз было проверено-перепроверено, вина горелесозаготовителей установлена. Виновные по приговору суда получили от 2,5 до 3,5 лет лишения свободы. Правда, суд счёл условное наказание достаточным. А три бензопилы были конфискованы и определены в доход государства.
Тут есть ещё одна небезынтересная деталь, но она, увы, не в пользу виновных. Дело в том, что согласно постановлению Правительства РФ № 310 РФ от 22.05.2007 года «О ставках лесных податей за древесину, отпускаемую на корню» стоимость одного кубометра сосны составляет 112,32 рубля, а все 29,17 кубометра незаконно заготовленной сосны стоили бы 3276,37 рубля. Однако есть ещё постановление Правительства РФ от 8.05.2007 года «Об исчислении размера вреда, причинённого лесам из-за нарушения лесного законодательства», согласно которому с нарушителя взыскивается 50-кратная стоимость древесины. Несложный математический расчёт показывает, что незаконная заготовка сосны выльется в 163818, 72 рубля, а 71,6 кубометра берёзы, учитывая её законную стоимость на корню 56,16 рубля, – в 201052,80.
Можно искренне каяться, пытаться себя укусить за локоть, но закон был нарушен, ответственность наступила.
Ещё шесть дел по незаконной рубке лесных насаждений в прошлом году рассмотрено Мировым судьёй. Три нарушителя добровольно возместили ущерб, нанесённый природе, а троим предъявлены иски на его возмещение.
С законом, вообще-то, шутить не стоит, а в части лесного законодательства тем более, пусть даже кому-то и кажется, что медведь в лесу хозяин, а повернись что не так, закон с его ответственностью тут как тут.
Согласно федеральному закону от 4 декабря 2006 года незаконная рубка, а равно повреждение до степени прекращения роста лесных насаждений в значительном размере наказываются штрафом до двухсот тысяч рублей или одного дохода осуждённого за период до двух лет, либо обязательными работами на срок до 360 часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо исправительными работами до одного года, либо лишением свободы на тот же срок.
За те же действия, совершённые группой лиц, лицом с использованием служебного положения, вторая часть 260 статьи Федерального закона предусматривает наказание штрафом от 100 до 500 тысяч рублей или в размере заработной платы, или иного дохода осуждённого за период от одного года до трёх лет, либо обязательными работами на срок до 480 часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до трёх лет с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до трёх лет или без такового, либо лишением свободы на срок до трёх лет.
Третья же часть этой статьи Федерального закона за деяния, предусмотренные первыми двумя статьями, совершённые в особо крупном размере группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, предусматривает наказание в виде штрафа от 500 тыс. руб-лей до одного миллиона или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период от трёх до пяти лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до шести лет с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до трёх лет.
Казалось бы, при такой суровой ответственности и веточку-то сломить в лесу должно быть страшно, но находятся у нас люди, которые никого и ничего не боятся, для которых, как им кажется, все законы нипочём. Какой же удар приходится им держать , когда вдруг наступает реальная ответственность.
За 2013 год работниками службы леса в районе выявлено 56 незаконных вырубок древесины. Общий ущерб оценивается в 47 с лишним миллионов рублей. Кто-то ответит за это беззаконие перед судом мирским, а кто-то – перед Высшим. Наверное, и правильно, все мы должны за грехи свои, а тем более за преступления, быть в ответе. Но у нас, видимо, заведено: на Бога надейся, но сам не плошай. К сожалению, это «не плошай» мы по большей своей части навешиваем на лесников – они якобы должны принимать меры. А наше дело – сторона, хотя отлично знаем, кто, как и где незаконно заготавливал и продавал. Наверное, это потому, что не считаем себя хозяевами общенародного добра. А может, и не чиновники, которые всё и везде от лица, якобы, государства присвоившие, виноваты в этом, а мы сами, считающие, что общенародное – это не наше.
Да наше всё это, общее, и беречь это достояние надо сообща, чтобы передать нашим потомкам в надлежащем виде. А мы то сжигаем по-дурости и разгильдяйству сотни гектаров леса, то, возомнив себя всевластными хозяевами, те же гектары лесных насаждений вырубаем сотнями и тысячами кубометров в угоду собственному карману. Где всему этому предел? Скоро за грибами, ягодами на другие планеты летать придётся. Как-то пели в одной песне, что на Марсе яблони зацвести должны. До них наши дровосеки ещё не добрались.