Медиакарта
18:31 | 24 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

«Сибирская забава»

«Сибирская забава»
11:40 | 23 апреля 2014
Источник:

Досье: Наталья КУЗНЕЦОВА – кандидат филологических наук, доцент Тюменского госуниверситета, одна из организаторов «Тотального диктанта», координатор-лингвист, председатель экспертной комиссии по проверке диктанта.

В четвертый раз Тюмень вместе со всем миром написала «Тотальный диктант». На этот раз количество участников было рекордным – 1349 человек, почти вдвое больше, чем в прошлом году.

Как все начиналось в нашем городе, чем вызван нынешний взрыв интереса к этой акции, насколько грамотны тюменцы? Об этом, и не только, мы говорим с кандидатом филологических наук Натальей Кузнецовой.

Тюмень сказала: «Конечно!»

– Наталья Владимировна, у нас эта акция проходила в четвертый раз. А вообще, сколько лет она проводится, и каким образом мы к ней присоединились?

– В 2011 году одному из наших преподавателей ее однокурсницы, филологи из Новосибирского университета, прислали электронное письмо. В нем они рассказали, что на день факультета в их университете несколько лет проходит акция под названием «Тотальный диктант». А в 2010 году решили они эту акцию по всему городу сделать. Все прошло успешно, и тогда у них родилась идея провести ее и в других городах страны. «Как Тюмень, откликнется?» – таким вопросом завершалось письмо.

Тюмень сказала: «Конечно!» И мы нашей кафедрой русского языка взялись за организацию этого, как нам показалось, интересного мероприятия. На первый диктант к нам пришли 150 человек, на следующий – 230. В прошлом году уже было три площадки, и за столы сели 629 человек, а в этом – на 11 площадках диктант писали 1349 любителей русского языка.

– По сравнению с другими городами, мы как с этим результатом выглядим?

– «Тотальный диктант» писали в 350 городах 40 стран мира. Тюмень – в числе лидеров. Конечно, вне конкуренции Новосибирск, там тысячами считают. Но вот в Москве чуть больше трех тысяч пришло, в Санкт-Петербурге – две тысячи. Мы, честно говоря, не ожидали, что у нас будет столько желающих. Спешно пооткрывали еще аудитории. В одной из них диктовала уже студентка, преподавателей не хватило. Но поучаствовали все, кто хотел. Потому что это один из принципов акции.

– А много этих принципов?

– Всего четыре. «Тотальный диктант» – мероприятие добровольное, бесплатное, всемирное и для всех желающих. Никому мы не можем отказать. В этот раз пришли даже трое китайские студентов, которые год всего живут у нас и язык знают плохо.

– Что движет всеми этими сотнями участников?

– Мотивация самая разная. Многим просто интересно. Кто-то хочет показать, что он абсолютно грамотный. Это рискованно. Тексты всегда сложные, намного сложнее, чем школьные диктанты. А чтобы получить 5, нужно вообще без ошибок написать или максимум допустить одну пунктуационную.

Поэтому обидно читать, когда журналисты иногда в своих статьях свысока утверждают: «Всего один или два процента участников получают пятерки, какая вопиющая безграмотность населения». Я считаю, если два процента получили пять – это прекрасно. Приходят те, кто давно окончил школу, говорят, что хотят проверить, утратили или нет они навыки грамотного письма. А есть «тусовщики», которым интересно участвовать во всяких «движухах». Слышала сама, как они говорят: «Тотальный диктант – это модно, на него каждый человек должен сходить».

– Среди участников бывают рабочие, учащиеся ПТУ, полицейские или это исключительно гуманитарии с высшим образованием?

– И рабочие, и полиция бывает. Приходят люди самые разные: политики, чиновники, депутаты, студенты. В этом году обратился к нам, например, один из крупных банков, и мы сделали для его представителей отдельную площадку. Пришли тридцать с лишним человек. Но большая часть, конечно, это горожане с высшим образованием, которые со словом работают.

Общественное движение

– Текст диктанта читали в этот раз народный артист России Владимир Орел, заслуженный артист России Леонид Окунев, другие известные тюменцы. Их пришлось уговаривать?

– Все охотно согласились, никаких уговоров не потребовалось.

– Они за это получают деньги?

– Нет. Я уже говорила – все бесплатно и для участников, и для тех, кто проводит диктант, включая и тех, кто его проверяет. Это гражданская инициатива, абсолютно общественное движение.

– А родилось оно от испуга, от разговоров о том, что русский язык умирает?

– Разговоры эти беспочвенны. Русский язык жив и достаточно динамично развивается и меняется. Мне кажется, от страха такую интересную акцию не придумать. Главный ее организатор – Новосибирский фонд «Тотальный диктант». Это несколько выпускников Новосибирского госуниверситета, которые, когда были студентами, организовывали всякие забавные конкурсы, и диктант в этом ряду. Они старались сделать так, чтобы диктант был нескучным. Не просто вышел учитель, прочитал текст, а элементы шоу привносили в процедуру. А потом решили продолжить это дело.

Часто слышу, как говорят: «Федеральный диктант из Москвы». Это не так. Москва присоединилась позже. В этом тоже некая гордость есть – это наша, «сибирская забава», которая пошла потом во все страны мира.

– Многомиллионная Москва собрала три тысячи участников, а сравнительно небольшая Тюмень – почти полторы тысячи. Почему?

– На мой взгляд, просто Москва пресыщена разными развлечениями.

– Участники получают призы. Кто их покупает, и насколько они ценные?

– Призы спонсоры дают. Ну, какой-нибудь гаджет отличникам. Остальным – чисто символические, может быть, книжки, блокнотик, ручку.

Грандиозный эксперимент

– Сами филологи, организаторы что-то для себя вынесли полезного?

– Конечно. В Новосибирске проводился научно-методический семинар по результатам проверки диктантов прошлых лет. Обсуждались разные спорные случаи. Принято решение выработать предложения для орфографической комиссии РАН по результатам этого обсуждения.

Диктант, кроме прочего, еще и грандиозный лингвистический эксперимент. Когда десятки тысяч людей пишут один и тот же текст, очень интересно потом собирать статистику, как оформили конкретный кусочек текста, какие знаки препинания поставили.

– Старые слова, из художественной литературы, многими не употребляемые и забытые, новые, которые появились в последние годы, – в них чаще ошибки делают?

– Вообще-то такие слова в тексты диктантов стараются не включать. Акценты в разные годы менялись. Скажем, в прошлом году текст писала Дина Рубина. Это были рассуждения автора о культуре и цивилизации. Поэтому было много лексики высокого стиля, например, слово «наперсник». Многие написали его неправильно. В этом году текст Алексея Иванова был совершенно другой. Это некие картинки из детства. Вроде все должно быть просто. Но оказалось, что слово «расхристанные» не все знают. Или «кошелка» – слово-то знают, а как пишется – нет. Многие через а и о написали.

– Как считаете, будущее у этой «затеи» счастливое, не наскучит она?

– Сложный вопрос. Я думаю, что вначале численность участников должна стабилизироваться. На каком уровне, не знаю. Сейчас она только растет. Наскучит? Тоже не знаю. Одному наскучит, а другой только решится пойти.

Кстати

Результаты «Тотального диктанта» в Тюмени поразили даже организаторов. Количество отличников по сравнению с прошлым годом выросло сразу более чем в 10 раз. Если в прошлом году «пятерки» получили пять человек, то на этот раз – 52. Причины такого «скачка» грамотности еще предстоит изучить специалистам.

Юрий ПАХОТИН

Фото Галины БЕЗБОРОДОВОЙ