Медиакарта
0:44 | 24 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Вертолетных дел мастера

Ровно 55 лет назад на заводе №26 был отремонтирован первый вертолёт

В настоящее время ремонтом и техническим обслуживанием отечественной и зарубежной вертолётной техники занимается ОАО «ЮТэйр-Инжиниринг». О сегодняшнем дне предприятия рассказал его генеральный директор Вячеслав Плясухин

Напомним, что история завода №26 началась в далёком 1933 году с небольших авиационных мастерских. Там выполнялся ремонт самолётов Ш-2, По-2 и авиационных двигателей. А 55 лет назад, в 1958 году, здесь освоили ремонт первого вертолёта Ми-1, что и стало отправной точкой основной деятельности завода. В 2007 году путём слияния авиатехнического комплекса ОАО «Авиакомпании «ЮТэйр» и ОАО «Завод №26» было создано предприятие ОАО «ЮТэйр-Инжиниринг», входящее в группу компаний «ЮТэйр».

Гордость за профессию

-Вячеслав Викторович, чем в настоящее время занимается ОАО? Сколько человек в нём работает?

-Наша задача - организация технического обслуживания и ремонта отечественных и зарубежных вертолётов. На сегодняшний день ОАО «ЮТэйр-Инжиниринг» является признанным лидером в России по этому направлению деятельности. Мощная производственная база в Тюмени, 30 линейных станций технического обслуживания в стране и за рубежом, высококвалифицированный сертифицированный персонал общей численностью более 2000 человек - всё это позволяет выполнять работы по поддержанию лётной годности вертолётного парка не только нашего основного заказчика - АК «ЮТэйр», но и других авиапредприятий. У нас длительное деловое сотрудничество с компаниями «Газпромавиа», «Ямал», «Арго», «АэроГео», «Баркол», «Скол», «Геликс».

На сегодняшний день авиатехнический комплекс ежедневно выполняет техническое обслуживание более 300 вертолётов всей линейки семейства Ми (Ми-26, Ми-171, Ми-8, Ми-8МТВ-1), Ка-32Т, самолётов АН-2, их систем и агрегатов, а также вертолётов зарубежного производства: Eurocopter (EC-130 В-4, AS-350, AS-355, ВО-105), Robinson R-44, AgustaWestland. В 2013 году авиаремонтным комплексом выполнен капремонт 66 вертолётов, что на 10 машин больше, чем в 2010 году.

-Есть ли среди двух тысяч сотрудников предприятия те, кто работает здесь десятки лет? Может быть, сформировались целые трудовые династии?

-За всеми производственными успехами стоят люди, которые своими знаниями и ежедневным трудом создают мощь предприятия. Среди них есть и такие, как Виталий Емашев, чей трудовой стаж на предприятии - более 54 лет. На предприятии работают сын и сноха Емашева.

Трудовые династии - не редкое явление для предприятия. Приведу для примера одну из таких династий - Епишиных-Савиновых. Её основатель Николай Михайлович Епишин проработал на заводе 52 года, начиная с 1944 года. Его дочь, Наталья Николаевна Савинова, начала свою трудовую деятельность на предприятии в 1972 году в должности светокопировщицы технического отдела, сегодня она - инженер по стандартизации АРП. Её муж, Павел Сергеевич Савинов - слесарь по ремонту летательных аппаратов в авиаремонтном комплексе. А старший сын Натальи Николаевны и Павла Сергеевича, внук основателя династии Андрей Павлович Савинов – инженер по качеству отдела сертификации.

На предприятии много достойных людей, как находящихся на заслуженном отдыхе, так и работающих, имеющих государственные, отраслевые награды, знаки отличия. В рамках одного интервью перечислить всех невозможно, а назвать одних и умолчать о других, думаю, недопустимо. Поэтому только приведу статистику об имеющихся наградах. 44 человека награждены орденами - «Знак Почёта», «Трудовой славы III степени», «Трудового Красного Знамени», «За заслуги перед Отечеством II степени», медалями - «Нестерова», «За трудовое отличие», «За трудовую доблесть», «За освоение недр и развитие нефтегазового комплекса Западной Сибири». 65 человек награждены знаком «Отличник Аэрофлота», пять – «Отличник воздушного транспорта», восемь - «Почётный работник транспорта России», десять имеют звание «Ветеран труда», 607 человек отмечены благодарностями, грамотами различного уровня.

-Какими качествами должен обладать сотрудник предприятия?

В первую очередь – ответственностью и компетентностью. Молодым кадрам помимо полученных ими базовых знаний необходимо учиться своему ремеслу у более опытных коллег, работающих рядом. Главное, они все - и молодёжь, и опытные специалисты - должны быть неравнодушными к своему делу и гордиться тем, что работают в авиационной отрасли.

Торт в форме вертолёта

В прошлом году предприятие отметило значимую дату – 80 лет со дня основания. О праздновании торжества Вячаслав Плясухин до сих пор вспоминает с теплотой.

-К юбилею готовились долго и основательно, но торжественную часть постарались провести по-домашнему, без лишней помпезности, - рассказывает он. - В день юбилея с самого утра предприятие встречало своих работников праздничной атмосферой, музыкой и подарками. В цехе Центра технического обслуживания и ремонта вертолётов зарубежного производства, где проходило основное мероприятие, собрались главные герои праздника - ветераны, передовики производства. Особое внимание вызвал экскурс в историю завода. Участники торжества с интересом рассматривали слайды и фотографии, запечатлевшие интересные рабочие моменты, а также совместные праздники и отдых. Многие не могли сдержать слёз, узнавая себя, своих родных и друзей. С юбилеем предприятие поздравили высокие гости. От имени губернатора Тюменской области - А.Н.Чистяков, заместитель начальника Главного Управления строительства Тюменской области. От имени Тюменской областной Думы – её председатель С.Е. Корепанов. Прозвучали приветственные слова и поздравления от руководителя Тюменского межрегионального территориального управления воздушного транспорта ФАВТ П.Я.Медведева, представителей Авиакомпании «ЮТэйр», начальника Тюменской таможни Б.А.Яськова, председателя Ассоциации машиностроителей Тюменской области В.В.Жежеленко, партнёров предприятия.

Заслуженным работникам были вручены почётные грамоты и благодарственные письма губернатора Тюменской области, Тюменской областной Думы, авиакомпании «ЮТэйр», предприятия. Каждый из приглашенных ветеранов - неработающих пенсионеров получил от предприятия подарок (цветы, тёплые пледы и кондитерскую сувенирную продукцию, изготовленную к этому празднику). Тем, кто не смог прийти на праздник, подарки вручали дома. Торжественная часть праздника завершилась появлением оригинального торта (какой же день рождения без торта?), на вершине которого красовался шоколадный вертолет Ми-8, совсем как настоящий, только съедобный. Приятным фоном фуршета, который завершал празднование, стало выступление танцевальных и эстрадных коллективов, вокалистов, исполнивших любимые многими ветеранами русские песни.

-Расскажите, пожалуйста, о себе: образование, трудовая биография. Когда пришли в ОАО «ЮТэйр-Инжиниринг»? Какие вопросы приходится решать?

-После службы в рядах Советской Армии отучился в Кременчугском лётном училище. Окончив его в 1991 году, начал свою трудовую деятельность в авиации - пилотом МИ-8 в Тазовском филиале АК «Тюменьавиатранс» (прародительницы АК «ЮТэйр»). И одновременно поступил в тогда ещё Ленинградскую Академию гражданской авиации.

После окончания Академии продолжил совмещать работу с учёбой, но уже в Московском государственном университете по землеустройству на юридическом факультете, который окончил в 2001 году. Затем обучался в Академии народного хозяйства при Правительстве РФ.

С начала работы в авиакомпании до 2012 года работал на различных должностях: пилот, штурман, заместитель директора Тазовского филиала по правовой и коммерческой работе. Далее работал уже непосредственно в АК «ЮТэйр» - заместителем начальника Управления авиационных работ, начальником главного координационно-договорного управления, начальником транспортно-коммерческого комплекса, заместителем директора по производству, генеральным директором ООО «ЮТэйр-Экспресс», начальником транспортно-коммерческого комплекса – заместителем коммерческого директора.

В период 2012-2013 гг. учился очно в США в MIT (Массачусетский технологический институт, мастер бизнес-администрирования) и после его окончания в июле 2013 года был направлен в «ЮТэйр-Инжиниринг» на должность первого заместителя генерального директора. В этой должности решал вопросы, связанные с организацией производственных процессов. Но это была промежуточная ступень, так как тогда уже было известно, что Р.Г.Фараджаев, на тот момент - генеральный директор предприятия, готовился к поступлению в MIT. И спустя два месяца я был избран генеральным директором. Направление деятельности предприятия для меня новое, работать на предприятии такого типа не доводилось, и мне вновь пришлось учиться, только уже на производстве.

Постоянное развитие

По словам нашего собеседника, без применения измерений невозможно достигнуть требуемого качества в изготовлении продукции, надёжности и эффективной эксплуатации сложного оборудования, тем более авиационной техники. Поэтому метрологическая служба предприятия – одна из самых уважаемых.

-Современный летательный аппарат - это сложное многофункциональное техническое устройство, в котором сочетаются инженерные решения ряда отраслей науки и техники, - рассказывает Вячеслав Плясухин. - Для поддержания его в работоспособном состоянии, обеспечения безопасности полетов на нём необходимо выполнение многочисленных и разнообразных измерений. При этом во избежание неприятных последствий необходимо с особой тщательностью соблюдать требования по обеспечению их единства и требуемой точности.

Метрологическая служба на предприятии была создана в 1978 году и состояла из четырёх человек. В настоящее время в её штате 22 сотрудника. Это высококвалифицированные, аттестованные специалисты с многолетним опытом работы в области метрологии. В соответствии с областью аккредитации метрологическая служба оснащена необходимыми эталонами, нормативными документами.

На предприятии около 8900 единиц средств измерений, находящихся в подразделениях не только на территории нашей страны, но и за рубежом. Состояние СИ необходимо контролировать не реже одного раза в год, а некоторые - один раз в шесть месяцев.

Главной задачей метрологической службы является организация правильности выбора, применения и эксплуатации измерительного оборудования в подразделениях ОАО «ЮТэйр-Инжиниринг». Кроме этого, служба оказывает услуги сторонним предприятиям тюменского региона, Дальнего Востока и Казахстана. Заключено около 40 договоров, по которым проводится калибровка и ремонт ещё 6500 единиц средств измерений ежегодно.

-В 2009 году был создан центр технического обслуживания и ремонта (ТОиР) ОАО «ЮТэйр-Инжиниринг». Насколько он загружен в настоящее время?

-С момента создания центра значительно возросли выполняемые нами объёмы работ. Несмотря на то, что в настоящее время мы имеем сертифицированные линейные станции технического обслуживания в нескольких регионах России от Заполярья до Сочи, всё же основным центром обслуживания и ремонта остаётся наша база в г. Тюмени, оснащение которой позволяет выполнять практически все виды работ, предусмотренных производителями вертолетов Еврокоптер, Робинсон, Августа. AS350/355, ВО105, AW139,R44.

Практически каждый вертолёт, эксплуатируемый нашим первоочередным заказчиком ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр», хотя бы один раз в год проходит периодическое ТО или ремонт в нашем центре, а это ни много ни мало около 40 единиц вертолётной техники.

В 2013 году на базе центра успешно выполнен капитальный ремонт двух вертолётов американского производства Robinson R44.

Не остаётся в стороне сотрудничество с частными владельцами вертолетов: в последние годы всё больше людей могут позволить себе купить вертолёт для использования в личных целях. Если ранее на базе нашего центра выполнялось ТОиР одного-двух таких вертолётов в год, то в последние годы эта цифра растёт, и в настоящее время мы имеем постоянный прирост действующих договоров с частными владельцами вертолётов.

-В 2013 году ОАО «ЮТэйр-Инжиниринг» получило статус «Привлекательный работодатель». За что именно?

-По итогам исследования, проведённого порталом SuperJob.ru среди работающих в России компаний-работодателей, наша организация получила статус «Привлекательный работодатель-2013». SuperJob.ru отметил высокую активную рекрутинговую деятельность ОАО «ЮТэйр-Инжиниринг», высокий интерес соискателей к вакансиям предприятия, а также конкурентный уровень оплаты труда, предлагаемый кандидатам. Мы расцениваем это звание как знак успешной, стабильной компании, работа в которой была интересна и желанна соискателям на протяжении всего уходящего года.

-Планы предприятия на 2014 год и на перспективу.

-Как и все, стремимся жить лучше, зарабатывать больше, а это значит, нужно увеличивать выпуск продукции, расширять сферу деятельности, привлекать новых заказчиков. Планируем в этом году выполнить капремонт 73 вертолётов, расширить номенклатуру ремонтных работ в сервисном центре, который открыли в 2013 году в Латинской Америке - в Перу.

28 сентября 2013 года мы получили сертификат, подтверждающий создание на базе «ЮТэйр-Инжиниринга» сервисного центра по обслуживанию вертолётов AgustaWestland, модель AW139.

В планах на этот год также - открытие новых точек обслуживания воздушных судов, освоение технического обслуживания вертолётов ЕС-175, Agusta-189, освоение ремонта поршневых авиационных двигателей для воздушных судов иностранного производства. Нужно постоянно быть в поиске, в движении, что мы и делаем.

Как видите, планы большие. Будем стараться их осуществить. Но, к сожалению, не всё зависит от нас, есть и сдерживающие факторы. Один из них, и немаловажный, – дефицит и рост цен на авиационно-технические изделия на предприятиях-изготовителях в отрасли.

Однако оптимизма мы не теряем и будем делать всё от нас зависящее для дальнейшего развития и преуспевания родного предприятия.

Автор: Марина Сёмина