Медиакарта
20:23 | 22 декабря 2024
Портал СМИ Тюменской области

Ориентация - на максимальную отдачу

Осень, похожая на весну… Пожалуй, именно так можно охарактеризовать текущее время года, потому что пока ничего похожего на «пробуждение природы» не происходит, а температурные колебания и вовсе вводят в ступор, не говоря уже об осадках в виде снега. Тем не менее, конец апреля – начало мая всегда были и останутся периодом подготовки к весенне-полевым работам, потому наша встреча с первым заместителем главы района А.Е. Филипповым, как говорится - у кромки поля, была запланирована именно на эту тему.

-Безусловно, погода вносит свои коррективы, и её сюрпризы часто удивляют, - отметил Алексей Емельянович, - но я бы не сказал, что это коренным образом что-то изменит в растениеводстве, разве что несколько сдвинутся сроки выхода в поле. И потому земледельцам просто не останется времени на раскачку, ибо нельзя смещать годам выверенные оптимальные сроки посева зерновых культур в нашей зоне. К сожалению, от некоторых крестьян слова «пока подождём» мы слышим постоянно, и… так же постоянно по одним и тем же причинам они теряют часть урожая. Нынче это касается хозяйств Красноорловской и Калмакской территорий, где почвы более высокие, есть увалы, на которых уже можно было бы проводить прибивку влаги.

Прописная истина: хороший урожай – это итог целого комплекса мероприятий, каждое из которых имеет огромную важность. Вовремя поднятая зябь, кондиционные и протравленные семена, подготовленная техника, обработанные пары, соблюдение сроков, внесение удобрений, борьба с сорняками – дают возможность прибавить к «караваю» по несколько центнеров зерна. А первый весенний агроприем – прикрытие влаги – закладывает полновесную основу. Тем более – в этом году, при малоснежной зиме. Да – в апреле дождичек брызгал, да – снежок пролетал, но все прекрасно видят, что вода буквально уходит в землю. Даже на Бузанских болотах можно пройти сухой ногой, не говоря уже о высоких почвах. А значит - ту, что есть, надо успевать задерживать в верхнем горизонте, чтобы она дала необходимую энергию семенам и первым всходам. На этом фоне некоторые крестьяне просто поражают своей выдержкой: то технику жалко – дорогая, вдруг в солонцовое «пятно» попадёт, то поле ещё не все просохло, то надеются на майские дожди, то ещё какие-то отговорки… И главная – «не беспокойтесь, это же наша земля, наш будет и хлеб…». Да кто его собирается забирать?! Но надо подумать о пайщиках, о своих работниках, в конце концов – о районе! Мало того, потом идут в администрацию и буквально требуют поддержки – мол, у нас неурожай… Этой темы, кстати, мы коснемся чуть позже.

Второй фактор, который также требует особого внимания, - это семена. В принципе, на уровне области армизонцы выглядели неплохо, хотя и тут ждём до последнего – благодаря паре – тройке хозяйств, возможно, только к 1 мая около 90% будут доведены до кондиции. Так вот для них, а также всех руководителей сельхозпредприятий, хотел бы довести изменения, которые произошли в порядке субсидирования семенного материала. В настоящее время сертификат кондиционности, который земледельцы получали при покупке семян, будь там прописана хоть элита, суперэлита, первая репродукция, не является основанием для выдачи субсидии и несвязанной поддержки – обязательно нужно сдать пробы для анализа в местную семенную инспекцию, и только имея её протокол, можно подавать документы. В принципе – это правильно, ибо были случаи, когда та самая купленная «элита» на поверку оказывалась далеко не лучшего качества. В связи с этим, предупреждаю, что нынче, как ухитрялись некоторые хозяйства, привезти семена 15 мая, а 16 уже выйти с ними поле, не получится – для проведения анализа нужно, как минимум, около 10 дней.

Касаясь семян, отмечу, что нынче запланировано протравливание около 2600 тонн, и это достаточно хороший показатель, при том, что почвы истощены и «оккупированы» болезнями. Двухполка или трехполка уже не убивают накопленные патогенны. Пары у некоторых такие, что лучше бы их вовсе не было – почему-то считают, что достаточно провести две – три обработки за полгода, и земля восстановится, сорняки погибнут… Да получается наоборот – поля зарастают, и сорняк вытягивает из почвы последнее! Как минимум, надо через две – три недели проводить боронование, а раз в месяц - полтора – культивацию! Почему мы должны учить крестьян это делать? Не понимаю… Прошло практически 17 лет, как в районе создалось большинство хозяйств - они, можно сказать, совершеннолетние, но до сих пор наступают на те же самые грабли – авось, все само вырастет… Да не вырастет!

Не внушает опасения в эту посевную состояние техники – по крайней мере, согласно отчетам и разговорам с крестьянами, в этом плане всё в порядке, как и с поставкой ГСМ. Хотя насчет последнего не удержусь от совета – надо работать только с хорошо зарекомендовавшими себя поставщиками. Понятно, что мы всегда ищем солярку, где подешевле, а в итоге – очередная фирма – одноднёвка получила деньги и… испарилась. Такие примеры есть и нынче. Возможно, удастся найти и фирму, и «выбить» с неё или деньги, или солярку, но – потеряно время, нервы, опять нужно искать поставщика…

В очередной раз хотел бы нацелить руководителей сельхозпредприятий на посев рыночно выгодных культур. Конечно, сейчас уже поздно менять планы, но, я уверен, жизнь заставит в ближайшее время пересмотреть приоритеты. Монокультура, а таковой у нас является пшеница, изживает себя: да - есть потребность, но требования к качеству все выше; да – всегда есть возможность продать, но цена достаточно «плавающая»; да – технология отработана, но ни к чему, кроме истощения и заражения земли всевозможными «болячками» это не ведет. К тому же, не надо забывать о напряженности бюджета области и серьёзной «ревизии» статей поддержки, при основном упоре на эффективность производства. Вкладываются деньги – должна быть отдача: и для самого предприятия – выход на прибыль, и для бюджета – в виде увеличения налогооблагаемой базы. Как вариант - можно рассмотреть возможность посева рапса и сои, которые показывают неплохие результаты.

Не буду спорить – в последнее время цена пшеницы довольно существенно поднялась, и доходит до 7 рублей и выше. Но… Вы же не показываете эффекта от её реализации! В разговорах проскальзывает – да, мол, неплохо продал, а в отчётах стоит реализация по… 3 – 4 – 5 рублей! Объяснения – то сорность большая, то блошки, то клещи… Я не буду кого-то обвинять, но замечу: во-первых, как вы убираете хлеб, подрабатываете и храните – такая и цена; во-вторых, не пугаю, а предупреждаю, что идёт ориентация на предприятия, использующие с максимальной отдачей свои возможности и финансовую поддержку из бюджета, на те, которые могут быстро сориентироваться на новые сорта, культуры, технологии, но не на те, которым все время что-то мешает, или которые занижают показатели.

Возможно, кому-то мои слова покажутся «крамольными», но я все-таки скажу: если вы каждый год получаете по 5 – 10 центнеров зерна с гектара, «не находите средств» на нормальную зарплату своим работникам, на перечисления в Пенсионный фонд, не занимаетесь повышением эффективности предприятия, то… Отдайте вы свою землю тому, кто всё это может делать - не доводите и землю, и людей «до ручки»! Доходит же до смешного: умудряются показывать затраты на производство в несколько раз больше, чем цена реализации! То есть - изначально работают в убыток! Непонятно – как вообще такое хозяйство может существовать? Посеяли – убрали и, извините, зубы на полку? Я не знаю ни одного главу крестьянского хозяйства, который бы «пошел по миру с протянутой рукой»…

Отдельно, кстати, остановлюсь на договорных отношениях в коллективах. У нас создана комиссия по координации деятельности в части своевременной выплаты заработной платы, налажен контакт Пенсионным фондом, налоговой инспекцией и проводится планомерная работа. Картина, честно говоря, вырисовывается довольно неприглядная… Особенно это касается положения зарплаты работников в структуре себестоимости. Например, в СПК «Сибирь» она составляет 25%, есть система премирования, за уборку получают по 40 – 50 тысяч рублей, в среднем в месяц – 12 – 15 тысяч. А у иных индивидуальных предпринимателей зарплата, это 3 – 4% в себестоимости продукции и колеблется от 2 до 7 тысяч рублей, никаких платежей и никуда не производится, договоров нет… Это, я считаю, издевательство над людьми! И как тут не «плакаться», что нет замены трактористам, дояркам, комбайнёрам? Да никто не пойдет за эти копейки! Мало того – и последние разбегутся! Главная цель предприятия – получение прибыли, но отнюдь не за счет экономии на своих работниках, а за счет эффективного производства. Дайте людям возможность достойно зарабатывать – и будет отдача!

Заострю внимание на несвязанной поддержке: с 1 по 20 июня будут приниматься документы, и к их сбору прошу отнестись со всей серьезностью, да и предоставить их в наше управление сельского хозяйства для проверки желательно пораньше. Причём в этом году «прозвучит первый звонок» по поводу земли: департаментом предложено предоставить информацию – на основании чего хозяйства ей пользуются. Исходя из этого, можно сделать вывод, что в следующем году все формы поддержки будут «завязаны» именно на наличии законно оформленной земельной площади.

Несколько слов о животноводстве. Формы поддержки здесь тоже несколько изменяются, но требования прежние – высокие надои, привесы, не менее 80% выхода телят, качество продукции. Опять же – про самостоятельность… Обеспечиваете себя сами – пожалуйста и, как говорится, дай вам Бог успехов и удачи, но если вы получаете субсидию, то берёте определённые обязательства уже перед районом и областью. Со своей стороны департамент АПК берёт под контроль ситуацию с переработчиками. Цена на молоко должна не только сохраниться, но и повыситься, по мясу пока ничего конкретного сказать не могу.

Напоследок хочу остановиться на пожароопасной ситуации: снег растает, начнутся массовые приборки и у домов, и на полях, и в этот момент важно не допустить возгораний. Для руководителей сельхозпредприятий отмечу: губернатор области ясно дал понять – кто станет виновником пожара, может не рассчитывать ни на какие виды поддержки. И большая просьба – при первых признаках возникновения очага возгорания, сообщать главам поселений и в единую дежурную диспетчерскую службу по телефону 112.

Автор: Подготовил Владимир МЕЛЕШКО